Posted 11 января 2023, 16:41

Published 11 января 2023, 16:41

Modified 11 января 2023, 16:43

Updated 11 января 2023, 16:43

Москва отступает. Кто стал главным кормильцем страны

Москва отступает. Кто стал главным кормильцем страны

11 января 2023, 16:41
Фото: 1MI.
Сюжет
Деньги
Москва в первом полугодии 2022 года не доплатила в федеральный бюджет налогов на 274 млрд рублей. Зато Самарская область и Пермский край вместе увеличили отчисления на 290 млрд рублей, компенсировав столичный промах. «Новые Известия» выяснили, кто теперь кормит Россию.

Виктория Павлова

Москвичи привыкли гордо заявлять, что столица кормит бедную провинцию. Эта вера в спасательную миссию основана не на пустом месте, а в том числе на заявлениях мэра Сергея Собянина. Выступая на мероприятии Российского общества «Знание» осенью 2021 года, он указал, что Москва является крупнейшим донором страны и обеспечивает 60% трансфертов всем регионам России. Складывается впечатление, что без Москвы все с голоду помрут. «Новые Известия» решили проверить эти слова, а заодно разобраться, кто будет главным кормильцем страны в 2023 году. Для этого мы обратились к статистике ФНС и посмотрели по каждому региону в отдельности, сколько они отправили денег в федеральный бюджет, а сколько оставили себе в первом полугодии 2022 года и в первом полугодии 2021 года.

Но прежде стоит отметить, что 2022 год выдался крайне тяжёлым для федерального бюджета: по заявлению министра финансов Антона Силуанова, дефицит составил 3,35 трлн рублей. Больше за всю историю современной России дефицит был лишь в ковидном 2020 году. И это ещё при том, что доходы по итогам года выросли на 2,8 трлн рублей. Ключевую роль в формировании этих доходов сыграли налоги. По данным ФНС, в первом полугодии 2022 года (это самые актуальные данные, за весь год статистики ещё нет) налоговые поступления в федеральный бюджет составили 9,8 трлн: они более чем на треть превысили показатели 2021 года.

Зарабатывает Россия, тратит - Москва

Бюджетная система России так устроена, что каких-то особых платежей в федеральный бюджет, которые потом распределяются по регионам, нет. Есть только налоги, кторые падают в общий котёл, а дальше их распределяет на разные цели Минфин. Основу отчислений в федеральный бюджет составляют НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и отчасти налог на прибыль компаний.

 В 2021 году заявление Собянина буквально о «кормлении» страны столицей было недалеко от истины: Москва по итогам первого полугодия перечислила в федеральный бюджет почти 981 млрд рублей, это 13,6% от всех налоговых сборов. Впереди был только нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ, который перечислил 1,56 трлн рублей. Но уже тогда Москва отставала от главного «кормильца» более чем в полтора раза.

В первом полугодии 2022 года совокупные налоговые сборы в Москве из-за разрушенных внешнеторговых связей, осторожности предпринимателей и потребителей в условиях СВО сократились, но незначительно. Спад составил менее 2%. Так что же, Москва всё ещё остаётся кормилицей земли русской? Как бы не так! Отчисления в федеральный бюджет сократились на 28% или 274,7 млрд рублей, а вот поступления в городской бюджет выросли на 231,9 млрд и составили 1,57 трлн рублей. Вот так средства незаметно перетекли из общего кошелька в кошелек Москвы.

Доля Москвы в федеральном бюджете сократилась до 7,2%, зато в консолидированном бюджете субъектов РФ выросла до 22%. А ведь в Москве проживает даже по оптимистичным оценкам с учётом незарегистрированных приезжих порядка 10% от всего населения страны, которые к тому же, как отмечает президент Фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков, практически не занимаются реальным производством товаров.

- Москва – это финансово-операционный центр страны. Она продуцирует какую-то маржу, но она по большей части или просто спекуляционная или зависит от финансового сектора. Большая доля бюджета Москвы формируется за счёт малого и среднего предпринимателей с арендой и строительного бизнеса с продажей недвижимости.

Как видно, конкурентов у Москвы по способности набивать собственные карманы практически нет. Санкт-Петербург показал не меньший рост, но на то есть причина: в северной столице теперь прописан «Газпром». И даже с учётом многомиллиардных налогов отстаёт от Москвы в абсолютных цифрах в 3 раза. По мнению Ильи Гращенкова, вряд ли власть будет стремиться что-то изменить в таком раскладе.

- Москва – это государство в государстве, и поэтому сложно отойти от политики, при которой столица отличается от остальной России. Прежде всего переизбытком средств. Если Москва будет оставлять себе столько же средств, сколько и другие регионы, но возникнет рост недовольства, которое будет интерпретировано властями иначе нежели недовольство в регионах.

И кто здесь теперь кормилец?

Но раз кто-то сэкономил, значит кто-то другой заплатил больше. По объёму отчислений в федерльный бюджет Москву в первом полугодии 2022 года обогнал не только Ханты-Мансийский АО, но и Ямало-Ненецкий АО. ХМАО пополнил государственную казну на 2,62 трлн рублей (в 3,7 раза больше, чем Москва), а ЯНАО – на 1,23 трлн рублей. Эти два региона, богатых нефтью, обеспечили почти 40% налоговых поступлений федерального бюджета. Вот, кто на самом деле кормит регионы. А не Москва.

ХМАО и ЯНАО, живущие за счёт нефти, были обречены на увеличение налоговых сборов в пользу федерального бюджета, поскольку в январе-июне 2021 года 1 баррель марки Urals стоил $63,35, а в январе-июне 2022 года – $84,09. В итоге ХМАО в федеральный бюджет отправляет в 12 раз больше средств, чем оставляет себе, а Москва – оставляет себе в 2 раза больше, чем отдаёт федеральному центру. Но они не единственные, кто увеличил отчисления в федеральный бюджет. В ТОП-10 спонсоров федерального бюджета вошли даже такие небогатые регионы как Самарская область, Пермский край и Оренбургская область. Может там прошла промышленная революция и заводы из этих регионов, включая «АвтоВАЗ» завалили рынок востребованной продукцией? Увы, нет. экономист и профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич поясняет, что чуда не случилось.

- Всё, как обычно. Возросшие отчисления объясняются только подорожавшими нефтью и газом, которые добывают в этих регионах. Даже гособоронзаказ не мог так повлиять на финансы. Он сказывается в основном на НДФЛ, который идёт в региональный бюджет.    

Нефтью единой…

Россия держится не на Москве, а на регионах с нефтью. В Самарской области за год добывают порядка 16 млн тонн нефти – совсем немного в масштабах России, но даже такие показатели дают существенную прибавку для бюджета. Только расчёт на то, что нефть обеспечит светлое будущее, ошибочен. В этом уверен главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.

- 2022 год был последним годом, когда были высокие цены на нефть, а самые тяжелые санкции в отношении российских энергетических товаров тогда только начинали вступать в действие. Основные санкции по нефти и нефтепродуктам начнут работать с 5 февраля 2023 года, когда эмбарго вступит в силу. Финансовая база центра ослабевает, но и регионы будут получать меньше средств. Для компенсации потерь (объёмы добычи тоже сократятся, вице-премьер Новак даёт по нефти оптимистичную оценку снижения добычи на 5-7%) было принято решение увеличить НДПИ в 2023 году. Эта мера немного сгладит проблему, но не решит ее. Это как замкнутый круг - повышаешь НДПИ, это увеличение налоговой нагрузки, это угнетающе действует вообще на бизнес, и по газу то же самое - увеличение налоговой нагрузки в то время, когда идет обвальное сокращение экспорта по газу. Пропорции налоговых отчислений в федеральный бюджет будут меняться, и от этого будет плохо всем - и центру, и регионам. Центру - потому что значительно меньше доходов, регионам - потому что перепадать средств из центра им будет значительно меньше.

Действительно, агентство Bloomberg зафиксировало 6 января продажу нефти Urals в порту Приморска по $37,8 за баррель при рыночных котировках эталонной нефти Brent в $78,57 за баррель. Российскую нефть отдают за бесценок. Возложив бремя содержания федерального бюджета на нефтегазовые регионы правительство само себя поставило в затруднительное, если не сказать безвыходное положение. Денег в обозримой перспективе будет меньше, а стимулов для развития несырьевых отраслей у регионов нет. И только Москва дальновидно заботится не об общем благе (без дорогой нефти это бессмысленно), а о своём сугубо личном. Таков закон джунглей. Москва больше не может претендовать на роль всероссийского кормильца, зато может с лёгкостью проглотить всё, что заработали другие. Без вмешательства федеральных властей это приведёт к тому, что вымирание регионов только усилится.

Подпишитесь