Виктор Левин
Население России на конец 2022 года составляет 146 084 050. Разумеется, не все из них являются христианами и сторонниками РПЦ, каковых в октябре 2020 года известная социологическая компания насчитала в 50 регионах и 137 городах 63 процента (и это сама по себе огромная величина - более 91 миллиона человек!).
Но если считать процент пришедших 7 января на рождественские богослужения (1,3 млн), то результат получается хоть и больше одного пункта, но все равно плачевный - 1,4 процента от общей массы верующих.
Конечно, можно утешаться тем, что верующие поздравляли друг друга, разослав сотни миллионов гифок и открыток по месенджерам и электронным почтам. Автору этих строк (к слову, убежденном атеисту) таковых подарков досталось более полусотни. Друзья, коллеги, знакомые (как минимум половина из которых тоже атеисты или агностики с манихейцами) отрабатывали жест вежливости из принципа "коли у всех праздник, то грех не поздравить".
Спасибо. Но никто из десятков поздравляющих не нашел проникновенных слов, какое значение в его жизни имеет рождение Сына Божьего и как это обстоятельство помогает в нынешних, очень непростых условиях бытия. А судя по пассивному сидению на домашних диванах во время храмовых служб, никаких утешений они не рассчитывали получить и от служителей культа.
И этот фактор вдвойне удивителен.
Во-первых, присутствие священников РПЦ в публичном пространстве за последний год выросло многократно. Если смотреть на массовые коммуникации власти с народом, то уже ни одно мало-мальски значимое событие - от запуска новой велодорожки до призыва в армию - не обходится без людей в рясах. А в материалах российских СМИ попы мелькают чаще, чем президент России.
Во-вторых, уровень тревожности и растерянности россиян, который достиг максимума за 20 лет (что многажды зафиксировано всеми социологами, социальным психологами и пр.) объективно должен способствовать расширению активной массы прихожан. Где еще, как не в церкви, получить ответы на самые "нерешаемые" вопросы?
Однако саботаж рождественских литургий потенциальной паствой стал прямо пропорционален общественной активности РПЦ.
В чем же дело?
На наш взгляд, социологи могли бы изучить вопрос о том, не является ли чересчур деятельное участие РПЦ в государственной пропаганде причиной водораздела между верующими и церковью?
Не исключено, что вопрос не имеет реальной подоплеки и основная причина "бойкота" храмов - в аномальных морозах на европейской территории страны.
Или морозы тоже не при чем, а в Новом году продолжился давний тренд на уменьшение числа верующих. Как отмечали социологи два года назад, "с крахом СССР процент православных стремительно увеличивался до 2008 года, но в последующие 12 лет процент православных стал снижаться: с 79% до 63-59%."
Кстати, из всех номинальных православных, которых 63%, ежемесячно и еженедельно в храм ходят всего 14%, отмечали социологи. Несколько раз в год или реже ходят 57%. 28% вообще не ходят.
Однако 1,4 процента (как 7 января 2023 года) - это в 10 раз меньше минимальной цифры в исследовании 2020 года! И эти былые 14 процентов не касались особо важных праздников РПЦ - Рождества Христова и Пасхи, когда к регулярно ходящим в храмы добавляются миллионы "пассивных" верующих.
Так что РПЦ есть повод задуматься - а что же происходит в отношениях с прихожанами? И как крепки пресловутые скрепы, соединяющие российский народ с церковью?