Дорога домой: что ждет в России уехавших

7 января 2023, 00:43
Стоит ли возвращаться в Россию тем, кто уехал после начала спецоперации или после объявления частичной мобилизации? Как нам стало известно, комитет Госдумы по законодательству инициирует подготовку законопроекта с целью признания «перебежчиков» иноагентами.

Ирина Мишина

С инициативой объявить всех уехавших из России после начала спецоперации иноагентами выступил член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Николай Брыкин. Уехавших он назвал «трусами-перебежчиками» и «предателями родины». По словам Брыкина, он намерен добиваться для них статуса «иностранного агента».

«Конфисковать имущество» и требовать «публичного раскаяния»

Если бы это была единичная реплика, на нее, вероятно, можно было бы не обращать особого внимания. Но несколько государственных деятелей практически одновременно высказались о мерах в отношении уехавших россиян. Тон задал в своем Телеграм-канале зампред Совбеза Дмитрий Медведев: по его словам, уехавших их России и насылающих на родину проклятья следует рассматривать как «врагов общества» — или, пользуясь американским аналогом, «врагами государства»,  а также никогда не пускать в Россию и отрезать от источников доходов в РФ. «Возвращение таких лиц домой может состояться только в случае предварительно сделанного недвусмысленного публичного раскаяния, а в подобающих случаях — только через амнистию или помилование», — написал Дмитрий Медведев.

Сенатор Сергей Цеков пошел еще дальше. Он считает, что у граждан России, покинувших страну и критикующих ее, необходимо «конфисковать имущество и направить его участникам СВО — независимо от того, звезды это или айтишники».

Тем временем, число уехавших на сегодня подсчитать сложно. Цифры количества россиян, покинувших свою родину после начала СВО, разнятся очень сильно. Разброс идет от 150 до 800 тысяч. Если последние данные верны, то нынешняя волна эмиграции – самая крупная для России в XXI веке. По данным ФСБ, больше всего уехавших находится в Грузии — 112 тысяч, в Казахстане — 100 тысяч, в Турции — 78 тысяч, в Армении — 40 тысяч, в Киргизии — 34 тысячи. В Сербию могли уехать от 50 тысяч до 100 тысяч россиян.

«На самом деле эти данные занижены: уехали из России , начиная с 24 февраля, миллионы людей. Если всех их объявлять иноагентами, получится огромное количество пораженных в правах людей. Также стоит иметь в виду, что уехавшие – это в основном социально активные люди, с большим количеством контактов. Если всех их объявить иноагентами, в России через одно рукопожатие будет иноагент, в любой семье найдутся родственники или друзья-иноагенты. Разве это нормально? На мой взгляд, такая мера будет выглядеть как дискредитация страны», - считает политолог Александр Кынев.  

Судьба бизнеса под вопросом?

С начала СВО из России, по данным информированных источников, уехал каждый пятый предприниматель. Среди них, в частности, бывший вице-президент «Газпромбанка» Игорь Волобуев, банкир Олег Тиньков (отказался от российского гражданства), миллиардер Михаил Фридман, совладелец «Северстали» Алексей Мордашов, совладелец «Руcала» Олег Дерипаска, председатель НЛМК Владимир Лисин, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, бывший вице-премьер Анатолий Чубайс и другие. 

«Теоретически власти могут вставить палки в колеса бизнесу. Например, если человек отсутствует в стране больше полугода, у него меняется налоговый статус. Разумеется, изымать имущество и передавать кому-то другому – это прежде всего незаконно, это настолько не правовой механизм, что в него трудно поверить. Для отъема имущества и передачи его для нужд СВО, как это некоторые предлагают, нужно произвести как минимум национализацию частной собственности и поменять строй на социализм, вернувшись в 37-й год, когда у «врагов народа» забирали всю собственность. Сейчас ситуация иная, к тому же стоит иметь в виду, что уехавшие не нарушали никаких законов, покинув страну в правовом поле. Но, повторюсь, с бизнесом могут возникнуть проблемы организационного характера. Лазейки для этого всегда есть», - заявил «НИ» политолог Илья Гращенков.

Айтишники и артисты уезжают по-разному

По данным рекрутинговой компании hh.ru  уехавшие в страны СНГ россияне чаще всего интересуются позициями руководителей проектов, дизайнеров и программистов. «Большая часть кандидатов из России — яркие представители категории цифровых кочевников, которые используют интернет для выполнения своих профессиональных обязанностей и ведут мобильный образ жизни», — объяснила главный эксперт hh.ru по рынку труда Наталья Данина. По ее мнению, интересен и другой факт: очевидно, что большая часть уехавших ИТ-специалистов, маркетологов, консультантов продолжают работать на российские компании дистанционно.

Больше всего вопросов у политиков, судя по всему, к уехавшим представителям творческой элиты. Ее представители, покинув родину, действительно допускали резкие высказывания. В этом списке помимо Аллы Пугачевой и Максима Галкина (признан иностранным агентом),  Никита Пресняков –внук Аллы Пугачевой и сын Кристины Орбакайте, известный комик Семен Слепаков, актер Артур Смольянинов, актриса Чулпан Хаматова, певец и композитор Андрей Макаревич (признан иностранным агентом), журналист Александр Невзоров (признан иностранным агентом), экс-солистка группы «ВиаГра» Вера Брежнева, прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова, актриса Ингеборга  Дапкунайте и другие. Практически все они сделали громкие заявления, что не осталось незамеченным на родине. Некоторые уже получили статус иностранных агентов. Значит ли это, что путь на родину им закрыт?

«С заявлениями о своей позиции выступали преимущественно люди публичные. Но начинать репрессии против кумиров миллионов нелепо. У них на родине остались фанаты и поклонники. К тому же не стоит забывать, что в России издавна ценили характер. Стать популярным, не совершив поступок, у нас практически невозможно», - считает политолог Александр Кынев.

Так или иначе, председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко недавно дала понять, что путь на родину ни для кого не закрыт: спикер Совфеда упомянула о незыблемости конституционного права россиян на отъезд и возвращение в страну. В каком бы статусе не находился гражданин, он сохраняет эту возможность.

 

 

#Общество #Спецоперация
Подпишитесь