Posted 4 января 2023, 08:17

Published 4 января 2023, 08:17

Modified 4 января 2023, 09:29

Updated 4 января 2023, 09:29

Пришел в военкомат - полезай в кузов. Как инженера с бронью отправили в армию

Пришел в военкомат - полезай в кузов. Как инженера с бронью отправили в армию

4 января 2023, 08:17
Фото: Новые Известия.
Военкомат Москвы упорно не выполняет требования прокуратуры - вернуть забронированного сотрудника банка домой. 35-летний Анатолий Миронов был уверен: приказ о его мобилизации - случайная ошибка, взял справку с работы и пошел переубеждать военкома. Но из здания больше не вышел. Забрали его одним днем

Анна Снежина

Люди с повесткой пришли на домашний адрес к Мироновым 11 октября. Они были в гражданском, не представились, точно не из военкомата, и почему-то в памяти отложилось, что были это служащие управы, рассказывает жена мобилизованного Анатолия Миронова Евгения Миронова.

35-летний Анатолий Миронов совершенно не ожидал, что с таким делом придут по его душу.

Отслужил 13 лет назад, реального боевого опыта не имеет, военной кафедры не оканчивал, обычный рядовой, на попечении - жена в декрете и двухлетний ребенок, и пока что Анатолий единственный кормилец в семье. Но самое главное – банк «Русский стандарт», где мужчина работает с 2019 года, забронировал его. Миронов есть в списках на отсрочку от призыва по мобилизации,  и это документально подтверждает Центробанк и Генштаб.

Следующим же утром Анатолий поспешил в Измайловский военкомат со справкой от работодателя. Он был уверен, что покажет ее должностным лицам, и нелепое недоразумение будет исправлено.

В справке с работы указано, что Миронов Анатолий Михайлович является главным специалистом Отдела инженерного обеспечения Управления эксплуатации Административно-технического департамента, обеспечивает работу критически важной инфраструктуры, и должность его «относится к отдельным категориям должностей организаций, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы, инфраструктуры финансового рынка, управления банковской ликвидностью и наличное денежное обращение». На деле справка от работодателя оказалась пустыми словами.

- В тот день я пошла в военкомат с мужем. Он зашел в здание … и больше не вышел. Вышла сотрудница вернуть мне его кошелек. Мобилизовали одним днем. Никаких вещей он с собой не взял, только документы, сходить домой за рюкзаком не позволили. Да и рюкзака-то у нас никакого собрано не было. Мы не готовились. Думали, что у нас правовое государство – покажет справку, и повестку отзовут. Я прибежала домой, за минуту со свекровью мы сгребли всю еду из холодильника и забросили ему в отъезжавшую машину. Так и попрощались. Сначала их повезли в подмосковный парк «Патриот», затем в распределительный центр в Нижнем Новгороде, потом эшелоном в Белоруссию.

Через неделю, 19 октября, супруга снова пришла в Измайловский военкомат с заверенной справкой с мужниной работы.

Однако, по словам Евгении, военком Измайловского района Владимир Колесников отреагировал на бумагу коротко и с иронией: «Нет, пусть служит». Пакет документов на отсрочку он брать и рассматривать отказался. Учебная часть без ходатайства военкома самостоятельно инициировать отзыв не может.

 

Евгения обратилась в межрайонную прокуратуру, вышестоящую – Прокуратуру города Москвы и в военную гарнизонную прокуратуру.

Все три надзорных органа подтвердили право Анатолия Миронова на отсрочку по мобилизации, признали действия военкома незаконными и потребовали устранить нарушения в отношении гражданина (то есть демобилизовать). Однако военком предписание прокуратуры не исполнял. Вскоре его уволили (причина не известна «НИ»). На его место назначили нового военного комиссара Илью Тихнонова, однако и тот проигнорировал требование прокуратуры о возвращении Миронова домой.

«В ходе проверки подтверждено, что Миронов А.М. включен в централизованный список военнообязанных работников, не подлежащих привлечению на военную службу в рамках частичной мобилизации, который 29.09.2022 направлен в Центральный Банк Российской Федерации для дальнейшего направления в Генеральный штаб ВС РФ. <…> Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости восстановить нарушенное право Миронова А.М. на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. В этой связи военному комиссару ОВК Измайловского района ВАО г. Москвы 26.10.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства», - говорится в ответе и.о. первого заместителя межрайонного прокурора Измайловской межрайонной прокуратуры Яны Голубевой.  

Вышестоящая Прокуратура г. Москвы и Московская военная гарнизонная прокуратура выписали аналогичные представления – потребовали отозвать Миронова с военной службы.  Дополнительно проинформировали замвоенкома Москвы Максима Локтева о необходимости исполнять акты прокурорского реагирования, однако подвижек в деле Миронова так и не последовало.

В то же время заместитель военного комиссара Москвы полковник Максим Локтев в эфире телеканала «Москва 24» рассказывал о том, как лично контролирует отзыв «недостоверных повесток».

«По выявленным случаям направления повесток на основании недостоверных данных разосланы уведомления об отзыве этих повесток. Данная работа ведется в постоянном режиме», - заявил он 28 сентября в эфире телеканала.

Евгения предполагает, что попустительству военкоматов в данном случае способствует неповоротливость бюрократической машины. В устных разговорах военкомы самоувереннно заявляют, что всё сделали по закону и «предъявить» им нечего. 29 сентября банк направил списки о забронировании в Центробанк, тот какое-то время осуществлял с ними собственные манипуляции, после чего направил в Генштаб Минобороны, а Генштаб в свою очередь должен был оперативно довести информацию до территориальных  органов, но не вышло. Кого винить? Неторопливый бумажный документооборот, «Почта России» как основной инструмент связи - это из-за них комиссары на местах не могут хорошо выполнять свою работу, и «предъявить» им, получается, действительно как бы и нечего – что имеют на руках, на том и основываются в своих решениях. А представления прокуратуры, по-видимому, можно безнаказанно не исполнять.

 

12 декабря супруга Евгения по доверенности от мужа обратилась в Измайловский районный суд Москвы с требованием признать решение мобилизационной комиссии о призыве мужа на военную службу незаконным и отменить, обязать военный комиссариат отозвать его из части как призванного ошибочно.

Более двух недель понадобилось районному суду, чтобы издать определение о возвращении искового заявления истцу. В соответствии с разъяснениями Измайловского районного суда, Евгения вновь подала свой иск в 235 гарнизонный военный суд (Москва). Однако и там отписали определение с рекомендацией обращаться в другое место. Теперь супруги ждут, пока Московский гарнизонный суд назначит дату слушаний (если повезет, и на этот раз обратились по адресу).  Произойдет это, видимо, не скоро.

В судебной волоките Мироновых сплывает один удивительный нюанс. Супругу Евгению, по-русски говоря, футболят, тянут драгоценное время, чтобы в итоге родить вердикт о «неподсудности». Месяц из-за медвежьих подсказок судей семья потратила на поиски нужного суда, который должен рассматривать их дело.

В то же время 235 гарнизонный военный суд, который также отказался рассмотреть дело из-за неподсудности (!) каким-то чудом, походя, всё же взял часть хлопот на себя. Судья Свистунов провел заседание по ходатайству Анатолия Миронова о принятии мер предварительной защиты. Обеспечительные меры позволили бы приостановить решение о призыве Миронова на военную службу, как минимум, до вступления в силу решения суда, каким бы оно ни было.  

«Не усматривается, что существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов или защита его прав, свобод и законных интересов будет невозможна или затруднительна без принятия мер предварительной защиты», - пишет в своем решении судья 235 гарнизонного военного суда Виталий Свистунов.

В своем заявлении истец, правда, указывает, что вообще-то предстоящее скорое отбытие в зону боевых действий – серьезное препятствие на пути к защите его прав, свобод и интересов. Но судья Свистунов в своем определении никак не оценивает этот аргумент...

 В последнем телефонном разговоре Анатолий сообщил жене Евгении, что со дня на день их отправят в зону спецоперации, технику уже законсервировали. Во время подготовки рядового с учетной специальностью «артиллерист» переобучили на «связиста».

- Положим, мы даже выигрываем суд. Что с того, когда время упущено? Направит военком решение в учебную часть, а мужа там уже не будет - отбыл. Пришлют отписку, что, мол, извиняйте, и хотели бы изо всех сил вернуть вашего ненаглядного домой, да теперь у нас его нет. А где он есть – ищите сами, - говорит Евгения. – Столько мыслей в голове за три месяца провертелось. Сначала мы думали, что это круговая порука, все повязаны в нашем Измайловском районе – военкомы, прокуроры, судьи. Может это так, а может и нет, может, дело в чем-то другом, мы не знаем.  Муж говорит, что уже не верит в чудо, не верит в возвращение. Спрашивает, буду я его ждать или нет. Жалеет, что пошел со справкой этой в военкомат, винит себя, что был таким наивным. Я его заставляю обещать, что вернется. А он отвечает, что обещать такого не может…

Сестра мобилизованного Елена Миронова 27 декабря обращалась с вопросом по брату на прямую линию Общероссийского народного фронта. Юрист ОНФ ответил, что военный комиссар не вправе препятствовать демобилизации, раз такое предписание уже вынесла прокуратура. Организация со своей стороны планирует подать обращение по Анатолию Миронову на имя министра обороны Сергея Шойгу и в Генпрокуратуру.

Подпишитесь