Екатерина Максимова
«После углубленного анализа европейских пакетов санкций № 8 и 9, в частности, запрещающих инжиниринговые услуги с российскими компаниями, Группа объявляет о прекращении своей деятельности в России. С 8 января 2023 года действие контракта со «Звездой» будет приостановлено, и вмешательство GTT на двух самых современных перевозчиках СПГ будет ограничено обеспечением безопасности проектов и целостности технологии в соответствии с действующими международными санкциями», - цитата из сообщения GTT.
GTT участвует в России в проектировании резервуаров для 15 ледокольных СПГ-танкеров, строящихся судостроительным комплексом «Звезда» (Zvezda). Компания уточняет, что портфель заказов для ледоколов-перевозчиков СПГ к 2025 году составляет менее 6%. «По состоянию на 1 октября 2022 года оставалось признать выручку в размере 74 миллионов евро для ледоколов-перевозчиков СПГ к 2025 году и 12 миллионов евро для GBSS к 2027 году», - уточняет GTT.
Как напоминает "Комерсанть", в марте Financial Times сообщала, что газовые проекты России в Арктике могут оказаться под угрозой из-за решения зарубежных производителей контейнеров для перевозки газа прекратить сотрудничество с российскими компаниями на фоне санкций. По данным издания, больше всего на проекты в Арктике должен повлиять уход такого мирового лидера, как GTT.
Сейчас в арктические проекты России входит «Ямал СПГ» в северо-западной Сибири, на долю которого в 2020 году пришлось 5% мирового экспорта СПГ, «Арктик СПГ-2» стоимостью около $23 млрд (экспорт сырья в рамках этого проекта должен начаться в 2023 году), а также «Сахалин-2».
Как напоминал в интервью «Новым Известиям» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, по запланированному объему ввода новых мощностей СПГ Россия находится на втором месте после США. Однако сейчас все эти планы находятся в подвешенном состоянии из-за технологических санкций, из-за которых российские компании оказались отрезанными от западных технологий крупнотоннажного сжижения газа. По всей видимости, это приведет к задержке реализации большинства проектов на 2-3 года.
«Мы конкурентоспособны с точки зрения ресурсов газа и себестоимости получаемого СПГ. Проблема именно в технологиях сжижения. Будем надеяться, что она решаема. Новатэк, Газпром, производители оборудования уверяют, что импортозамещение вполне реально. Это только вопрос времени», - уточнял Белогорьев.