Posted 31 декабря 2022, 08:00
Published 31 декабря 2022, 08:00
Modified 31 декабря 2022, 08:12
Updated 31 декабря 2022, 08:12
Юлия Сунцова
В апреле 2021 года Департамент городского имущества Москвы уведомил москвичку Наталью Поветкину о сносе пятиэтажки на ул. 3-ей Прядильной, д. 14 корп. 2.
Затем летом мэрия предложила 49-летней женщине с дочерью-школьницей переселиться в новостройку по соседству, в своем же районе, на Измайловский проезд, д. 5А. Взамен двухкомнатной квартире в хрущевке на 45,3 кв.м. давали двухкомнатную квартиру на 60,5 кв.м. с просторными кухней, коридором, прихожей, изолированными комнатами, сам дом относился в категории комфорт-класса - с хорошим подъездом, грузовым лифтом и всеми сопутствующими инфраструктурными благами.
Вариант Наталью полностью устроил. Она осмотрела предложенную квартиру, подписала согласие на замену и на включение жилья в предмет договора, прошла всю документально-бюрократическую процедуру утверждения переселения.
11 сентября прошлого года Наталья с дочерью переехали в новую квартиру и радовались ровно месяц. С получением первой платежки стало понятно, где собака зарыта.
Вместо психологически привычных 5 тысяч за двушку с Натальи теперь требуют ежемесячно по 13-15 тысяч рублей, причем около 2/3 коммунальных платежей выпадает на обслуживание дома, территории и инфраструктуры.
- Я, конечно, понимала, что платежка, скорее всего, повысится, но не в три же раза! Если платить в полном объеме за всё, что они хотят, уходит почти вся моя пенсия! – подсчитывает собеседница.
Наталья почти сразу же стала бороться за разделение лицевых счетов, чтобы с ее квартиры не взимали в общак взносы за навязанные услуги, которыми она никогда не воспользуется. Но ничего не вышло. По словам женщины, после долгих и выматывающих разбирательств в управляющей компании ей даже в сердцах бросили, что вообще-то, мол, она должна не ныть, а быть бесконечно признательна Собянину – из бомжатника в элитное жилье переселил же!
- Шлагбаумом я не пользуюсь, у меня нет машины (и не предвидится), как и машиноместом. Охрана и видеонаблюдение мне тоже не нужны – лично мою квартиру они не спасут в случае чего. На детскую площадку мы не ходим – ребенку 14 лет, английский и частный детский сад по этой же причине тоже нам не понадобятся. Так почему же нельзя отказаться от всех этих дополнительных услуг?
Наталья Поветкина и ее 14-летняя дочь живут на попечении государства. Сама Наталья получает пенсию по инвалидности, из-за астмы ей присвоена 3-я группа, работать она не может. После того, как семья лишилась отца и мужа, поступают выплаты по потере кормильца, однако органы опеки разрешают тратить их только на нужды ребенка, запрашивая отчетность вместе с чеками по каждой совершенной покупке.
До переселения в комфорт-класс этих средств в принципе хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Теперь, когда почти все деньги уходят на оплату коммунальных услуг, Наталья не знает, на что жить дальше и как растить дочь.
За тот год, что Поветкины жили в новой квартире, управляющая компания сменилась дважды. Поговаривают, что скорой заступит и третья – ГБУ «Эвадж». В планах у последней якобы – разбить сады на придомовой территории и нанять на постоянное довольствие садовника. Оплата его труда также войдет в строки платежки.
Все УК нового дома аффиллированы с застройщиком ГК ПИК: ООО «ПИК-Комфорт», ООО «ПИК-Комфорт Сириус», и каждая, пока еще существует, спешит внести свою лепту в комфорт жильцов. Так появилась круглосуточная охрана жилого комплекса, которая обходится новоселам в 780 рублей каждый месяц, шлагбаум – в среднем по 1000-1500 рублей на квартиру (в зависимости от квадратуры), калитки на территории, в том числе на детской площадке – электронный ключ от которых выдают за 1500 рублей. Официальными строками в платежке это всё расплывчато именуется: «содержание помещения в многоквартирном доме», «содержание придомовой территории и шлагбаумов», «обслуживание систем безопасности», «обеспечение безопасности», «содержание машиноместа» и т.д.
Городской телефон при этом в новое жилье перенести не разрешили, и интернет-провайдер может быть только свой, строго установленный. «Участок, котлован и коммуникации – наша частная собственность, поэтому мы будем определять, кого сюда пускать, а кого нет», - пересказывает Наталья объяснения ПИКа.
В декабре этого года владелице устроили двойной новогодний «подарок» – две квитанции от двух разных управляющих компаний: долговую от старой ООО «Пик-Комфорт» на 9018,63 руб. и вторую - текущую платежку от действующей ООО «ПИК- КОМФОРТ СИРИУС» на 9112,59 коп. Помимо этих перечислений Наталья ежемесячно платит (!) ресурсоснабжающим компаниям в совокупности около 4000 рублей за электричество, воду, водоотведение, теплоснабжение, антенну и вывоз ТБО. Плюс плата за электроэнергию в местах общего пользования, которая превышает плату за электроэнергию в квартирах - управляющая компания игнорирует требования жильцов установить лампы с датчиками, реагирующими на движение.
Итого, декабрь, если действовать по установленным правилам, обходится Наталье более чем в 22 тысячи рублей – эта сумма уже переваливает за размер ее пенсии по инвалидности.
Почему первая, давно почившая управляющая компания выставляет долг спустя месяцы, а главное, откуда он возник, Наталья так и не поняла. Но погасить его требуют очень настойчиво – вместе с квитанцией пришло и предупреждение о начислениях пени в случае неуплаты.
На этом, однако, сюрпризы не закончились. Наталье поступил звонок от «доброжелателей», очень беспокоящихся о ее долговом бремени и моральном состоянии. Звонивший мужчина не представился, но, будучи осведомленным о ее тяжелом жизненном положении и долгах, предложил гениальное спасение от всех проблем, ну так, в качестве варианта: «А не хотите ли вы, Наталья Викторовна, продать свою квартиру обратно застройщику?»
- Понимаете, до 2021 года я спокойно жила в своем доме, платила напрямую городу за электричество, воду, отопление, безо всяких накруток и сверхкомиссий, без навязывания услуг. Никогда у меня не копилось ни копейки долга за квартплату. И что в итоге? Не по своей воле нас выселяют из своих квартир, перевозят, подселяют к соседям, которые живут вообще на другие доходы, нежели мы. И как большинство в собрании собственников определяют и за нас тоже, как будет жить целый дом. Мы оказались в заложниках у ПИКа, в кабале, из которой не видно выхода. Нас просто бросили на съедение этим акулам бизнеса, и никто, даже мэрия, не хочет нам помочь. Расплачусь сейчас, простите. Иногда уже просто не хочется жить, — говорит Наталья.
По программе реновации в новостройку ПИКа на Измайловском проезде, д. 5а переселили жильцов из четырех сносимых пятиэтажек в Измайлово - всего 280 квартир. Все они поместились в три подъезда новостройки (всего в МКД 24 подъезда).
Между т.н. «реновационными» подъездами и остальными жильцами – огромная пропасть, прежде всего в доходах. Заселившиеся сюда по собственной воле легко расстаются с 13-15 тысячами за коммунальные услуги, они изначально рассчитывали, что примерно во столько и будет обходиться им комфорт-класс. Для переселенцев по реновации такие ежемесячные платежи неподъемны.
- Много пенсионеров и престарелых, лежачих людей. Или таких как я – матерей-одиночек, людей с инвалидностью. У всех, всех, с кем я общаюсь из соседей, копятся долги. На всех собраниях собственников жилья все реновационные квартиры голосуют против новых дополнительных сборов и услуг, однако по количеству голосов мы всегда проигрываем. Две семьи из моего подъезда уже не выдержали и продали свои квартиры, - рассказывает Наталья.
Соседи по несчастью подавали коллективные письма Мэру Москвы, Главе муниципального округа Измайлово, в Департамент городского имущества г. Москвы, в Госжилинспекцию, в Жилищник, в Прокуратуру, Следственный комитет, депутатам. Они просили выделить все реновационные квартиры, присвоив им отдельный адрес, чтобы можно было избрать собственную управляющую компанию. Пока ощутимых результатов обивание порогов не принесло. А Московский фонд реновации жилой застройки и вовсе прислал хамский ответ – жители реновационных квартир составляют 1% от проживающих в жилищном комплексе, поэтому их участите в общем собрании собственников имеет критически минимальное значение.
Марат Даянов, юрист, общественник:
- К сожалению, многие жильцы у нас не готовы отстаивать свои права, требовать с управляющих компаний расчеты с обоснованием, идти против «нужд большинства» - собраний собственников, которые в конечном счете часто и нуждами большинства-то не являются, а лишь навязанными услугами.
Важно понимать, что стоимость основных тарифов ЖКХ определяются нормативно-правовым актом субъекта РФ. Вместе с тем, управляющие компании к обязательным платежам добавляют и стоимость иных услуг, не всегда нужных конечному потребителю. При этом эти платежи включают в раздел «содержание жилых помещений», хотя № 354 Постановлении Правительства РФ такого не подразумевает. Недобросовестный бизнес всей этой пассивностью граждан пользуется и будет пользоваться, нужно всегда держать это в голове, люди для них – новая нефть. Об обязанности по уплате коммунальных платежей почему-то никто не забывает. А об обязанности о надлежащем предоставлении услуг, как и об обязанности экономически обосновывать начисления платежей никто не заморачивается. Жильцам эти понятия не знакомы, а управляющие компании сами лишний раз и не вспоминают. Закон запрещает навязывать любые платные услуги.
Разберем то, что вы перечислили. Установка шлагбаума – это разовая позиция, насколько знаю, на сегодня по рынку в Москве это стоит порядка 40 тысяч рублей, причем город частично субсидирует их установку, и далее могут еще помесячно взиматься сборы - но это не 1000 рублей, конечно, а всего 40-60 рублей в месяц в зависимости от количества квартир.
Функционирование детской площадки не может включаться в плату за обслуживание территории, их строительство и уборку в Москве уж точно субсидирует город, есть программа мэра "Мой район".
Далее охрана. Договоры с частными охранными предприятиями, в 99% случаев заключаются таким образом, что предметом охраны является что-то сильно не связанное лично с жильцами, с их квартирами и имуществом. По этой причине, если с квартирой жильца в период его отсутствия случается что-то нехорошее – кража, например, то эта охрана никаким образом за такое не отвечает, поэтому вопрос о реальной потребности в таких услугах действительно актуален.
Принцип равноценности жилья – старой и новой (реновационной) квартиры – в данном случае, к сожалению, неприменим. Тариф об услугах ЖКХ не является составляющей этого понятия. В сложившейся практике суды, разбирая принцип равноценности, оценивают и сравнивают исключительно общую и жилую площадь жилья. Я говорю о реальной судебной практике.
Что можно посоветовать жильцам, оказавшимся в заложниках у управляющих компаний? Набраться терпения на несколько лет. Кроме юридического отстаивания своих прав применять публичные методы привлечения внимания к проблеме, например, используя портал «Наш город». Внимательно изучить нормативную базу, обжаловать отписки чиновников до победного, быть готовыми к нескольким судебным инстанциям. Последовательность, терпение, методичность, закон – лучшие в этом деле союзники.