Posted 30 декабря 2022, 14:41
Published 30 декабря 2022, 14:41
Modified 30 декабря 2022, 14:43
Updated 30 декабря 2022, 14:43
Социальные сети продолжают обсуждать события в Одессе, где с Екатерининской площади был снят и перенесен в музей памятник Екатерине Второй, на котором находились так же изображения других прославленных основателей этого города. Напомним, что этот памятник уже сносили однажды - в 1920 году. И на его месте все советское время и далее вплоть до 2007 года стоял памятник революционным матросам с крейсера «Потемкин». Причем вернули на место Екатерину именно сторонники «русского мира», которых в Одессе немало. Парадокс же, на который обратил внимание одесский публицист Юрий Христензен, заключается в том, что основателями Одессы, ее первыми строителями и устроителями были не русские люди.
Вот что пишет автор о них:
«Испанец Хосе де Рибас поступил на службу к князю Орлову в 1769 году во время пребывания флотилии князя в Ливорно. Участвовал в двух русско-турецких войнах. В 1794 году назначен главным устроителем порта и города на месте турецкого Гаджибея. Годом позже Гаджибей переименовали в Одессу.
Голландец Франц де Воллан вступил в русскую службу в 1787 году по протекции российского посла в Гааге. В 1792 году утвержден в должности первого инженера Южной армии. В 1794 году возглавил "канцелярию строений города и порта Гаджибейского", в которой составлялись планы будущей Одессы.
Немка София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, в 1745 году была выдана замуж за Карла Петера Ульриха - будущего российского императора Петра III. В 1762 году взошла на престол в результате дворцового переворота. В 1794 году издала рескрипт о строительстве города и гавани в Гаджибее…»
Двое же других фигурантов этой группы, которых можно назвать русскими, проявили себя, как известно, отнюдь не на создательном поприще:
Вахмистр Григорий Александрович Потемкин обратил на себя внимание императрицы во время дворцового переворота. В 1775 году стал морганатическим супругом Екатерины II. Возведен в генерал-аншефы и графы. Известен строительством потемкинских деревень на пути своей супруги в Крым.
Секунд-ротмистр Платон Александрович Зубов - последний фаворит Екатерины II. При отсутствии боевых заслуг за четыре года возвысился до звания генерал-фельдцейхмейстера. В 1796 году назначен императрицей начальником черноморского флота. После смерти Екатерины попал в опалу…»
Из этого автор делает логичный вывод:
«Это если говорить о памятнике и о людях, которые на нем изображены. Каждый из них был по-своему талантлив - кто-то в военном, кто-то в инженерном деле. Кто-то в интригах и дворцовых переворотах, а кто-то в постели. Двое из пяти имели отношение к строительству будущей Одессы...»
Самое же интересное в этой публикации состоит в следующем: кто встанет на месте Екатерины на этот раз? К примеру, место Дзержинского в Москве пустует уже больше 30 лет, и судя по всему – как раз он-то и является главным претендентом на возвращение. А в Одессе? С присущим одесситам юмором, автор предлагает свою кандидатуру, которая, если рассуждать серьезно, вполне подходит на это место:
«Теперь поговорим о маркерах. Это то, что делит людей на свой-чужой. Подавляющее большинство тех, кто спорит о маркерах, не назовут людей, изображенных на памятнике. Не то, что биографию, поименно не назовут. Маркерам это не важно - они создают черно-белую картину мира, без полутонов.
Теперь по оставшемуся пустым постаменту. В турецкой кампании 1735-1739 гг. участвовал Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Тот самый, о приключениях которого написаны книги и сняты фильмы. Это был единственный в его жизни военный опыт. Именно о нем потом залихватски рассказывал барон.
В 1738 году Мюнхгаузен приехал в Россию и поступил на службу к герцогу Антону Ульриху Брауншвейг-Вольфенбюттельскому - генералиссимусу российских войск, отцу российского императора Ивана VI, племяннику прусского короля Фридриха II и двоюродному брату российского императора Петра II.
Воевал Мюнхгаузен под командованием фельдмаршала российских войск графа Бурхарда Кристофа фон Мюнниха. Его, вместе с герцогом Ульрихом, можно поставить во второй ряд фигур памятнику Мюнхгаузену. Если покопаться в истории, можно найти еще исторических персонажей для второго ряда.
Сторонники маркера "Одесса - русский город" удивятся, насколько разнообразна и многонациональна история этих мест. Противникам имперских маркеров тоже неплохо бы знать историю города. Постамент не может оставаться пустым. Если мы не поставим памятник, его заполнят новые маркеры…»