Posted 29 декабря 2022,, 06:57

Published 29 декабря 2022,, 06:57

Modified 29 декабря 2022,, 06:59

Updated 29 декабря 2022,, 06:59

Ценители оперы в России лишились последнего доступа к постановкам "Метрополитен"

Ценители оперы в России лишились последнего доступа к постановкам "Метрополитен"

29 декабря 2022, 06:57
Фото: m.ru24.net

Ценители оперы в России лишились последнего доступа к постановкам "Метрополитен"

Metropolitan Opera отозвал показ своих постановок в кинотеатрах России. Реакция последовала «зеркальная»: стримы опер - последнее, что оставалось доступным для российского зрителя, подверглись хакерским атакам. Так для России захлопнулось последнее «окно» в мир оперного искусства на Манхэттене.

Анна Снежина

С начала 20 века нью-йоркская «Метрополитен-опера» наряду с Венской оперой и театром «Ла Скала» в Милане считается ведущей оперной сценой мира. Наравне с мировыми оперными звездами на подмостках театра выступали советские и российские певцы – Федор Шаляпин, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, до недавнего времени контракт на несколько сезонов был подписан с Анной Нетребко и др., всего не менее двух десятков.  

Более пятнадцати лет «Метрополитен-опера» приглашает к просмотру своих драматических произведений дистанционных зрителей. Постановки в режиме реального времени транслируются на официальном сайте Мета, а также в кинотеатрах во многих стран мира посредством цифрового вещания HD.

Стримы в российских кинотеатрах всегда проходили с аншлагами, билеты на них раскупались за считанные часы со старта продаж, хотя и стоили недешево по российским меркам – от 1000 рублей за сеанс.

После начала СВО в Украине в «Метрополитен-опера» перестали принимать благотворительные взносы от российских граждан. Тем, кто пытался осуществить переводы из России, отвечали в строгом слоге: опера в данный момент в пожертвованиях от российских граждан не нуждается, хотя уже на тот момент не было секрета, что как таковые пожертвования очень даже нужны, пандемия нанесла Мету серьезный урон. К декабрю 2022 года руководство театра объявило, что вынуждено изъять $30 миллионов из своего фонда – то есть одну десятую его долю - на покрытие операционных расходов и компенсацию издержек от падения продаж билетов. Здесь надо отметить, что известные некоммерческие организации решаются на такой шаг только в самых крайних случаях, поскольку предполагается, что растущий фонд со временем обеспечит стабильный доход за счет инвестиционной деятельности.  

В декабре неустановленные выразители альтернативной культуры решили ответить «зеркально» американским коллегам. 9 декабря хакерские атаки были совершены на веб-сайт, кассу и колл-центр «Метрополитен-оперы». Кроме того, из-за «технических неполадок» дистанционные зрители не смогли подключиться к стриму долгожданной мировой премьеры «Часы» - опере по одноименной книге Майкла Каннингема, получившего за нее Пулитцеровскую премию. Опера с тремя примадоннами - Келли О’Хара, Рене Флеминг и Джойс Ди Донато - одна из немногих постановок «Метрополитен», собиравшая аншлаги и рекордные кассовые сборы (под $1 миллион долларов) - и в Линкольн-центре, и в кинотеатрах по странам. В иные времена и в киноцентрах Москвы и Петербурга «Часы» собирали полные залы.

Информация в СМИ о характере кибератаки и ее авторах довольно скудна. Известно, что по этой причине Мет в течение девяти дней не мог продавать новые билеты и был вынужден возвращать средства за уже оплаченный доступ к сорванным стримам. Еще один серьезный удар по кассовым сборам. Разбиравшие происшествие специалисты кулуарно сошлись во мнении о наличии в случившемся «русского следа».

К слову, в России сегодня из городских библиотек изымают произведения Майкла Каннингема, не только «Часы». Официальных комментариев о причинах «запрета» автора в стране не было.

Ликвидируя последствия атаки, оперный театр на несколько дней полностью отключал свои сервера. В итоге решением, в том числе стала, блокировка доступа к сайту Мета для пользователей из России по IP. Российским зрителям кибератака окончательно завесила занавес на одной из самых известных и престижных оперных сцен мира.

Первые заявления «Метрополитен-оперы» о приостановлении сотрудничества с артистами и учреждениями, связанными с российскими властями, до прекращения специальной военной операции на Украине прозвучали еще в первую неделю СВО.

2 марта  хор оперы исполнил гимн Украины перед началом постановки «Дон Карлос», и уже на следующий день «Метрополитен-Опера» отстранила Анну Нетребко от выступлений за отказ «отречься от публичной поддержки» российского президента в свете проведения РФ военной операции на Украине. Роли Нетребко были переданы украинской певице.

Директор театра Питер Гельб признал, что отмена выступлений Нетребко – «великая потеря для «Метрополитен» и оперы». Тем не менее, артистка была исключена из графика запланированных выступлений в постановке Джакомо Пуччини «Турандот» в апреле и мае, а также в опере «Дон Карлос» Джузеппе Верди в следующем сезоне.

Представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой объяснил разрыв отношений зависимостью нью-йоркской оперной труппы от спонсоров и того, «насколько спонсоры будут готовы финансировать их деятельность. Спонсоры, в свою очередь, зависят от политической ситуации», —прокомментировал Швыдкой.

Как выходят из положения преданные почитатели мировой оперы?

Судя по отзывам на форумах, приходится покупать билеты в кинотеатры европейских стран (кому повезло с продленными визами) и на поиски подлинного искусства лететь  за тысячи километров от дома. На таможнях Евросоюза при этом часто возникают курьезы. Пограничникам, скажем, Франции сложно поверить в версию – «Я русский, и я прилетел к вам в Париж, чтобы посмотреть в вашем кинотеатре трансляцию нью-йоркской оперы, и на это я потратил свой месячный доход. Но куда деваться, в странах третьего мира больше такого не показывают». Офицеры косятся, долго задают вопросы, но паспорт в конце концов проштамповывают.

 

 

 

 

 

 

 

"