Posted 28 декабря 2022,, 16:50

Published 28 декабря 2022,, 16:50

Modified 28 декабря 2022,, 16:52

Updated 28 декабря 2022,, 16:52

Евразийский культурный десант, или зачем в сотый раз смотреть "Иронию судьбы"

28 декабря 2022, 16:50
Алина Витухновская
Как-то стало сильно заметно, непристойно, очевидно, вопиюще и даже навязчиво, что различные персоны много лет, а то и десятилетий даже не делали себе имена и карьеры, а просто решали мелкие бытовые и финансовые проблемы под видом спасения Россиюшки и прочей псевдооппозиционной деятельности.

Алина Витухновская

 

 

Что и было там политикой — так умение маскировать интрижку. Но и его то ли не осталось, то ли нет нужды развлекать невзыскательную публику. Ровно так же как и кремль нарочито пренебрегает общественным мнением, так и прежние ЛОМы, не особо заботясь о репутации, вступают в бой за последний ресурс. И куда ни глянь, под всеми этими бесконечными проектами проступает какая-то болотистая тьма, какая-то сплошная Чулпан-Хаматова. Когда я говорю о Хаматовой, я говорю не о человеке, человек здесь не интересен, это такой феномен юркой аферистической псевдополитики, не более.

 

Признаюсь, для меня была открытием такая психологическая банальность, фактически обывательская аксиома, что оказывается люди склонны завидовать социально близким, похожим на себя, тем, на чьем месте они запросто могли бы оказаться, тем, кому «просто чуть больше повезло». То есть, они завидуют не историческим личностям, не успешным гениям, не голливудским дивам, а «соседке Маше, получившей большое наследство», «однокласснице, вышедшей замуж за бизнесмена» или «Чулпан-Хаматовой», которая тянет на актрису провинциального драмтеатра и советскую агитаторшу 1930-х годов. Иными словами, мы живем в обществе, где планки снижены донельзя. Где представления об успехе соответствуют в лучшем случае советским провинциальным годов так 1950-х, 1970-х. Ну где занижены планки, там и бездна вглядывается в тебя. Лицом представителей нынешней власти — этаких автохтонных хохломских демиургов.

 

Вскрываются все! Проект «Возрождение» при участии просистемного политолога Павловского учреждает свой «Евразийский союз пенсионеров» в изгнании. Под пафосным названием с дизайном а-ля Беляев-Гинтовт. Имперство, православие, византийство и пошлость в одном флаконе. Это не «ошибка». Это латентная присяга диктатуре, задел на будущее. Попытка отмазать имперщину через ретроспективу. Так Екатерина Шульман (признана иноагентом в РФ) будет рассказывать в Париже (!) как Пушкин видел новые русские колонии и какими они были на самом деле. Хорошая заставка на фоне мировой трагедии. Фактически это культурный десант империи в Европе. А вы продолжайте умиляться их напыщенной суетливой «интеллектуальности». И не забудьте записаться на курсы товарища майора от ФБК (организация признана экстремистской и иноагентом в РФ) «Как я боролся с системой», внеся все свои данные в базу и получив за это «баллы», а потом срок.

 

Обозреватель Михаил Пожарский пишет:

 

«Нынче все угорают с проекта „Возрождение“, где собрались ни больше, ни меньше как возрождать Россию при помощи платных курсов. Среди лекторов — системный архитектор Глеб Павловский и академический лоялист Александр Марей. Как говорится, какой же хороший русский не любит быстрой езды и легкой работы на кремль? В разделе „О нас“ есть видеоролик — там вообще полная кастрюля лоснящегося жиром имперского символизма. Среди символов прекрасного российского возрождения: Екатерина II (та самая, что ввела крепостное право в Новороссии и Малороссии, ликвидировала Запорожское казачество и т.д.) и Александр II (Валуевский циркуляр и Эмский указ т.е. борьба с украинским литературным языком). Разумеется, Екатерина II — это также жалованные грамоты дворянам и городам, а Александр II — самые известные российские реформы. Но выбрать символами возрождения двух правителей, которые закрепощали и ассимилировали украинцев — это, конечно, потрясающая своевременность, достойная аплодисментов.»

 

Ровно также странно, особенно в контексте текущих событий, выглядят бесконечные разоблачения «элиты». Расследования о домах и дворцах во время мировой катастрофы, не только не кажутся мне политически неуместными. Они выглядят как надменная невовлеченность, подлый вызов. «Русская оппозиция никому ничего не должна» (с). Вы уверены? «Успехи российской оппозиции в 2022» — так называется ваш видеоэфир. Какие успехи? Это шизоидное «я в домике» (в Цюрихе, в гостинице). Один за другим сердобольный блогер вопрошает — «И что привязались к Хаматовой? Почему ее так не любят?»

 

Объясняю. Люди не любят, когда им лгут. Их раздражает бесконечный карнавал аферистов. При этом ложь от государства они вполне готовы принять. Это странный, алогичный «общественный договор» — «Им можно». А вот ложь от оппозиции вызывает агрессию, переходящую в ненависть и закономерный вопрос — «Зачем менять тех на этих?» Поэтому, когда и если ситуация дойдет до точки кипения, общественная агрессия будет направлена именно на вас. Эффект от всех этих разоблачений прямо противоположный. Люди смотрят на роскошную жизнь и хотят жить также. Поэтому они не будут бороться с коррупцией и властью. Они пойдут заниматься коррупцией и станут стремиться приблизиться к власти.

 

Проблема людей с испорченными репутациями, увы, становится проблемой всей среды. С какой-то безумной настойчивостью именно ими забиваются все информационные пустоты. Агитация против катастрофы стилистически и эстетически мало отличается от социальной рекламы «за». Качество объясняется желанием апеллировать к «глубинному» народу. Но глубинный народ не потребляет этот контент априори (условную Хаматову и прочих).

 

На самом деле качество объясняется исключительно неконкурентностью среды, ее замкнутостью на себе и неспособностью создать лучшее. А также тем, что она — плоть от плоти советской культуры, советских представлений и образа жизни — из которых вышла нынешняя система. И не только вышла, но и плотно укрепилась. То есть, советская культура — одна из цементеющих основ режима.

 

Это тяжело смотреть по причине небрежного исполнения и общей депрессивности пейзажа, где сливаются «Жигули», унылые заснеженные девятиэтажки, лица то ли убивающих, то ли оплакивающих матерей, вечно уставших и опять-таки онтологически советских женщин со стертыми чертами и собачьей преданностью пустоте, бессмысленности и смерти во взгляде. Собственно, все это бесконечная интерпретация «Иронии судьбы», салат оливье вместо мозга. Почему постсоветский человек страшнее советского? У советского не было выбора и он смотрел «Иронию судьбы». У постсоветского выбор есть. Но он опять смотрит «Иронию»! Почему кремль правит 20 лет? Вот поэтому.

"