Александр Дыбин
Тема очередей на границе – одна из топовых в этом году. Летом и осенью отмечались многочасовые заторы на границе России и Финляндии, так же Прибалтийских стран. Эти государства то открывали въезд, после отмены коронавирусных ограничений, то закрывали по политическим соображениям. В итоге в разное время на границе собирались очереди из желающих выехать с туристическими целями. А осенью россияне пытались использовать это направление для выезда во время частичной мобилизации. Отдельным сюжетом стала многодневная очередь на границе с Грузией, где люди бросали машины, покупали у местных за баснословные деньги самокаты и велосипеды, чтобы добраться до самого КПП.
Но сейчас отмечается обратный поток. На границе России с Эстонией и Латвией уже несколько дней наблюдаются многочасовые заторы. Люди тратят до суток, чтобы попасть из Евросоюза в РФ.
«В Нарву приехали в 8 утра, бронь стояла на 9 утра. На эстонскую границу вызвали только в 1:40, - рассказала женщина, въехавшая в РФ 24 декабря, - прошли эстонскую границу за три минуты. И полтора часа простояли на мосту. На российской границе муж прошел допрос, рентген, досмотр в ангаре и собаку. И вот 8 утра мы прошли. Я гражданка РФ с ВНЖ Литвы, супруг гражданин Литвы».
Происходят на границе и драматические эпизоды, у людей в очереди кончается бензин и приходится разрываться: ехать до заправки и терять место или бегать с канистрой по соседям.
«Ребята SOS! Кто сейчас стоит на мосту в сторону России? Есть ли у кого-нибудь дизель? Стою с ребёнком с собакой и двумя котами. Стрелка почти на нуле. Обратно могут выпустить. Но тогда надо заново занимать очередь и всё проходить. Да я боюсь, что я не доеду до заправки», - написала одна из водительниц в чате посвященном переходу границы между Эстонией и Россией.
По словам жителя Эстонии Романа, очередь возникает из-за российской стороны.
«По ощущениям проволочки именно с стороны РФ, - говорит собеседник, - под Новый год часто плохо на границе, но сейчас прямо коллапс. И это еще видели, что на латвийской границе творится. Там ещё хуже. Отмечу, что идет тотальный шмон украинских машин, там явно повышенное внимание. Мы регулярно ездим по разным делам. В среднем на Убылинке или Шумилкино (пункты пропуска в Псковской области) проход границы в обычное время составлял 6-10 часов, а сейчас под Новый год стоят сутки-полтора, в Нарве получше».
О том, что у российских пограничников повышенный интерес к автомобилям с украинскими номерами, говорят многие, кто отстоял пробку.
«Ехала с женщиной и нее паспорт Украины и пмж Эстонии. По дороге в РФ полтора часа на допросе, на обратной дороге тоже на допрос забрали», - сообщила россиянка.
«Причина в выборочном допросе сотрудниками ФСБ иностранцев. Выспрашиванием фактов биографии. Не только украинцев, а любых иностранцев. Потом тормозная таможня, потом полный осмотр машины с выгрузкой вещей. Потом машину на рентген. Если иностранец водитель машины, то это тормозит всю линию, у меня опрос занял два часа», - поделился в приграничном чате пользователь Дмитрий.
Прошедшая погранпункт между эстонской Нарвой и российским Ивангородом Екатерина предположила, на российской стороне не хватает сотрудников, чтобы проверять всех без очередей.
«По праздникам всегда большой поток людей, но, как мне кажется, пограничники на российской стороне просто не успевают. Слишком мало персонала. Эстонский погранпункт прошли за минут 10, там всё быстро было, - рассказала она, - плюс, много машин с иностранными номерами, особенно украинцев. На сколько я знаю, их оформляют и проверяют дольше, говорят, что некоторых и на допросы отправляют. Рядом с нами стоял целый микроавтобус с украинцами и пограничник долго им что-то объяснял, якобы каких-то документов не хватает. Лично у меня интернациональная семья, родственники живут в России. В основном, те, кто имеет два гражданства или ВНЖ, всегда ездят именно по этой причине. Зачем едут украинцы - не знаю. Наверное, тоже есть родственники в РФ, которые готовы их принять. Может кто-то за бензином или покупками ездит».
Валентина, приезжавшая в Петербург на рождественские выходные, отметила, что большой поток из машин был всегда, но в этот раз российские пограничники и таможня были особенно дотошными.
«Перед КПП не раздают декларации, выдают непосредственно в окошке и человек идёт заполнять, придираются к буквам, если что-то не нравится, заставляют переписывать, - рассказала она, - я переписывала три раза, не понравилась моя буква «д». И две машины передо мной тоже самое делали. По итогу мою декларацию заводили в базу 40 минут, на этой машине ехала не первый раз и писала кучу объяснительных. Думаю, что большинство из въезжающих едут к родственникам в РФ. Поток был всегда и во время ковида народ активно пересекал границу. 200 машин за день это не много. Я уже вернулась в Эстонию, передо мной было 15 машин, проходили границу РФ три часа, а эстонскую - даже не надо было заполнять таможенные декларации, ставят только отметку о выезде».
Еще одна приехавшая из Эстонии в Россию собеседница «Новых известий» заметила в очереди не только типичные для этого региона эстонские и украинские номера, но и машины из совсем экзотических стран.
«Я вчера (26 декабря) ехала с часа ночи и только прошла все границы в 8:40. Всего 7 часов и 40 минут сидела в машине. Эстонию прошла за три минуты. Остальное мост и Российская таможня, - рассказала она, - но вчера стояли машины иностранные, люди не понимают, как заполнять декларации. Если едут первый раз, то пишут обьяснительную, куда и зачем едут. Вчера утром была машина из Македонии. Ее проверяли пять часов. В основном едут граждане России из Эстонии. Но бывают и украинцы, литовцы, немцы и еще много кого едет. Но это больше к праздникам и выходным. Люди едут, конечно же, к родственникам, которые живут в России. Навестить родителей, друзей, детей. Есть и те, кто едет за более дешевым топливом. Потому что в Эстонии покупать в два раза дороже. Людей не пугает эта очередь, потому как у кого бак большой, 100 евро экономия. Кто мало ездит, тому на месяц хватает. У меня бак 50 литров . Мне хватало. Я езжу раз в месяц к родственникам в Кингисепп, в Эстонии почти не заправляюсь».
Девушка предположила, что повышенная бдительность российских пограничников – это своеобразные ответ на действия эстонских властей.
«Я это связываю с тем, что Эстония постоянно вставляет палки в колеса. Поэтому к нам так относятся. Ведь раньше по 700 машин в сутки пропускали, и такого бардака не было. Сейчас 200 и в очереди надо стоять очень долго, - предположила она, - на границе всегда было много машин. И справлялись. А сейчас машин в три раза меньше, а очередь в три раза дольше стоит».