Екатерина Максимова
Общее снижение добычи газа на 12% (только Газпром по итогам года снизит добычу на 19,6%) Новак объяснил остановкой работы экспортной инфраструктуры. Проще говоря, взорванными «Северными потоками». Производство и экспорт сжиженного газа, по оценке вице-премьера, вырастут более чем на 8,7%.
По итогам 2021 года экспорт природного газа, по данным Центробанка, составил 55,6 млрд долларов. Экспорт СПГ - 7,3 млрд долларов. Итого 62,9 млрд долларов по итогу 2021 года.
При этом суммарный экспорт основных энергоресурсов в прошлом году превысил 243 млрд долларов (на 93,4 млрд долларов больше 2020 года, что объясняется повышением экспортных цен). Доля четырех основных энергетических товаров (природный газ, СПГ, сырая нефть и нефтерподукты) в совокупном объеме российского экспорта составила 49%.
Что навсегда потеряла Россия
«Новые Известия» сообщали, что до начала СВО один лишь Газпром поставлял в Европу почти 150 млрд куб. м. Итог 2022 года: Россия потеряла 120-140 млрд кубов экспорта трубопроводного газа (остались небольшие поставки через «Турецкий поток» и украинский транзит).
По оценке заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, в текущем году экспорт СПГ может составить 32,5 млн тонн, а это почти +9% к прошлому году.
Существенно увеличились и поставки в Китай (по «Силе Сибири» и СПГ). Но соотношения с европейским рынком все равно несопоставимо.
В минувшем году Китай получил из России 10,3 млрд кубометров трубопроводного газа, плюс около 6 млрд куб.м СПГ. За первые 10 месяцев 2022 года КНР значительно нарастила импорт российского газа (+170% или порядка 43 млрд кубов). По итогам года, если динамика сохранится, Китай импортирует около 52 млрд куб. м.
Поворот на Восток компенсировал почти половину от поставок в Европу в 2022 году - в страны дальнего зарубежья в этом году, следует из отчета Газпрома, было поставлено 97 млрд газа (-45,1% или 80, 2 млрд кубов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года). И удалось возместить только треть поставок Газпрома, если сравнивать с докризисным 2021 годом.
В любом случае России придется забыть о прежних объемах экспорта, как и экспортных газовых доходах.
«В 2022 прокачка упадет до 68 млрд кубов, а объемы экспорта за последние три месяца эквивалентны 30 млрд за год – вот на этот уровень и нужно рассчитывать в 2023», - пишет автор тг-канала Spydell_finance и добавляет: энергетический рынок Европы для России закрыт навсегда прежде всего по идеологическим и политическим мотивам с европейской стороны, когда экономическая целесообразность торговых отношений поставлена на второй план. Стратегическое направление задано, и оно неизменно: европейцам не нужен российский газ и дважды в энергетический кризис Европа не войдет.
Что касается планов России, направленных как на возможное восстановление поставок в газа в Европу (создание турецкого хаба), так и на расширение поставок в Китай, то оба эти вектора развития вызывают у экспертов больше сомнений, чем оптимизма.
«Попытка России наладить отношения с Турцией, чтобы создать газовый хаб для реэкспорта газа в континентальную Европу может обернуться стратегическим провалом. Может получиться, как с Северными потоками – многомиллиардные инвестиции, 5 лет строительства и внедрения, а в итоге … ? <...> Но и ставка на Индию и Китай может не принести успеха – монополизация ключевых клиентов и сведение их до двух приведет к естественному принудительному демпингу и сокращению маржи наших экспортеров. Поэтому, по сути, у России больше нет выбора, кроме как «слезать с нефтяной иглы», т.к. экспортные каналы существенно деградированы и не позволят обеспечить стратегическую устойчивость и развития, опираясь на экспортные доходы, - продолжает Spydell_finance.
Профессор, доктор экономических наук Игорь Липсиц в недавнем интервью «Новым Известиям» также категорично заявил, что Китай не намерен расширять газовую дружбу с Россией и планы построить в Китай второй газопровод вряд ли реализуются.
«Никакой второй «Силы Сибири» не будет. Это всё пустые разговоры. Заявления, протоколы о намерениях, а денег нет. Китайцы же должны были давать деньги. Как и при строительстве «Силы Сибири» - Китай выделил деньги, Газпром построил и расплачивается поставками газа. Сейчас там живых денег мы не получаем, расплачиваемся за китайские кредиты. А на второй газопровод никаких финансов не выделили. Разговоры идут, Си Цзиньпин кивает головой, но денег не дает. Поэтому “Сила Сибири-2” – это всё очень большой туман. Разговоры есть, делают красивый вид, а денег нет, и поэтому там ничего и непонятно», - утверждает Игорь Липсиц.
Автор тг-канала Spydell_finance настаивает: следует понимать четко и однозначно – Россию выбрасывают с энергетического рынка недружественных стран (процессы необратимые), а инфраструктурные ограничения и политический фактор не позволят перебросить все экспортные потоки (нефть, нефтепродукты, газ, СПГ, уголь и металлы) в Китай и Индию. «Поэтому с экспортной сырьевой экономикой закончили. Если этого мощного стресс теста будет недостаточно, чтобы привести к аккумуляции ресурсов и приоритета в науке и технологиях, то уже ничего не поможет», - резюмировал Spydell_finance.