Posted 21 декабря 2022,, 16:30

Published 21 декабря 2022,, 16:30

Modified 7 марта, 11:55

Updated 7 марта, 11:55

Стране нужна не государственная идеология, а мягкое формирование мы-идентичности

21 декабря 2022, 16:30
Дмитрий Михайличенко
Большинство россиян предпочли бы сейчас достойный уровень жизни и деидеологизированную, аполитичную модель общества потребления 2000-х годов.

Экономист и политолог Владислав Иноземцев написал колонки в которых доказывает, что антизападничество в России не может претендовать на статус полноценной идеологии.

На мой взгляд, сейчас речь идет не о построении идеологии на основе антизападничества. Речь идет об масштабной эксплуатации антизападничества на уровне властных идеологем и культивировании настроений социума.

Это, конечно же, не идеология в полном смысле слова, это набор идеологем, которые невозможно превратить ни в национальную идею, ни в стратегию развития государства и общества. Зато как фактор, оправдывающий в глазах общества крайне ограниченные возможности взаимодействия с Западом и деглобализацию страны, которая чревата существенным падением уровня жизни, – антизападничество вполне подходит. Это в чистом виде псевдо-идеология или тактическая идеология, которую, в случае изменения геополитической конъюнктуры легко можно поменять.

В культивируемом антизападничестве есть значимый для госвласти эффект консолидации общества перед угрозой внешнего врага и вымещения накопленного россиянами ресентимента на страны Запада, а не на собственное руководство. Тем не менее, антизападничество не способно мобилизовать атомизированный социум и побудить его на что-то большее чем пассивно-конформистская поддержка. Таким образом, антизападничество может быть в качестве одного из элемента государственной идеологии, но не ее несущей конструкцией. Такими элементами конструкции могут быть как национализм, так и имперскость и многие другие конструкты, которые постоянно обсуждаются в публичном дискурсе и, в виде аморфных представлений, преломляются в социуме.

Трудно отрицать, что имперская идея и стилистика возврата к СССР близка многим, но большинство россиян предпочли бы достойный уровень жизни и деидеологизированную, аполитичную модель общества потребления 2000-х гг. Уверен, что государственная идеология стране не нужна, а нужно мягкое формирование мы-идентичности. Кстати, успехи государства в формировании надэтнической конструкции «россияне» в последние двадцать лет несомненны.

Однако, показательно, что сейчас на уровне провластных дискурсов чаще говорят о русских, а не о россиянах. И тут прослеживаются черты возможной идеологии национализма, которая может приобретать как агрессивные формы, так и носить имитационно-враждебный характер к тому же Западу. В этом плане антизападничество имеет потенциал эволюции/ мутации во что-то более опасное, но, вполне возможно все так и останется на уровне идеологем и пропагандистских нарративов, позволяющих зафиксировать положение правящего класса в осажденной крепости и удерживать власть в стране вне зависимости от успехов/неудач в геополитике.

Тем не менее: чем глубже будет падать уровень жизни в стране – тем больше будет попыток идеологизации социума, в том числе и с использованием стилистики антизападничества.

"