Почти одновременно пришла информация о том, что у «олигарха» Абрамовича отнимают активы в Канаде, поскольку он связан с политикой Кремля, а у «олигарха» Дерипаски – в России, поскольку он критикует политику Кремля. Можно, конечно, в этом случае просто порадоваться за наших «достойных граждан»: получили ребята по заслугам. Лишаются того, что «нажито непосильным трудом». Но интереснее здесь другое. Подобные истории, а также истории с «олигархами» Фридманом и Авеном, «страдающими» в Лондоне от того, что вынуждены жить «на одну зарплату», - это маленькие кирпичики, из которых будет строиться в будущем новая Россия. Проще говоря, это важнейшие уроки для российских элит, которым в будущем придется восстанавливать нашу страну после нынешней катастрофы.
И не надо говорить, что история, мол, никого не учит. Она не учит дворников, кассиров или сантехников, изучающих ее на уроках, а не на своей шкуре. Но людей, которые имеют миллиарды и теряют из них хотя бы десятки миллионов (а в будущем могут всё потерять!), история учит. И будущих «олигархов» тоже учит, поскольку они сравнивают сомнительные выгоды, которые можно получить в авторитарных режимах, со все более очевидными рисками, связанными с тем, что в таких режимах ни дворники, ни «олигархи» не защищены от произвола. И даже сбежав за границу, ты тоже оказываешься не защищен, поскольку прошлые грехи тянут тебя в бездну.
Демократические страны в свое время так или иначе проходили через подобные уроки. Новые поколения элит – политических, деловых, журналистских – осознавали, что выгоднее договариваться между собой и строить демократию, вместо того чтобы договариваться с государством о том, чтобы отнять деньги у конкурента. Демократические договоренности, может, и неудобны для того, чтобы из мультимиллионера мигом превратиться в миллиардера? Миллиардером проще стать посредством откровенного разбоя. Но не лучше ли оставаться мультимиллионером и спать спокойно, чем лопаться от денег и ожидать, когда за тобой придут те же самые силовики, которые в свое время по твоей просьбе пришли за конкурентом?