Posted 20 декабря 2022, 17:18
Published 20 декабря 2022, 17:18
Modified 7 марта, 11:50
Updated 7 марта, 11:50
- В 2022 году в российском сегменте интернета количество фэйков выросло почти в шесть раз по сравнению с 2021 годом – с 1,5 миллионов до 9,3 миллионов. Их питательной средой стала в основном специальная военная операция на Украине и частичная мобилизация в России. Помимо фэйков получило распространение такое явление как постправда – к сожалению, объективные данные уходят на второй план, а общественное мнение формируется на эмоциях и субъективных взглядах. Рост такой информации уже сейчас драматичен, и в 2023-2024 году мы прогнозируем повышение доли фэйков, - говорит гендиректор АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.
Больше всего недостоверной информации фактчекеры обнаруживают в отечественных соцсетях. Снижение дезинформации на иностранных платформах, однако, связано с блокировкой ресурсов и перенаправлением трафика на российские каналы. Почти половина статистики приходится на «Вконтакте» и «Одноклассники», за ними по частоте распространения фэйков идет Телеграм - 20%, на Meta* и ее продукты Facebook*, Instagram* (компания запрещена в РФ и признана экстремистской) приходится 19%. Помимо авторских текстов и продуктов распространение фэйков возможно через интерпретации, перепосты, транслирование в мессенджерах и чатах.
В 2022 году жизненный цикл фэйка составил в среднем 4,7 дня, но большинство фэйков живут не более трех дней, после чего перестают быть интересны пользовательскому сообществу. Опубликование опровержения в течение 24 часов существенно сокращает продолжительность жизни фэйка.
Более 30 дней, а порой несколько месяцев и даже лет живут так называемые «конспирологические теории», которые не опровергаются официальными лицами, либо не принимаются ими во внимание из-за своей очевидной абсурдности.
Если в эпидемию у всех были знакомые-вирусологи и родственники-реаниматологи, то сегодня у всех есть знакомые в Минобороне, Белгородской области и Харькове, которые имеют доступ к секретным документам. На полученный пользователями изначальный фэйк, как сладкая вата, накручиваются итерации, в финале представляющие из себя уж совсем нечто фантастическое. Например, продолжает жить с соцсетях группа адептов идеи плоского земного шара, в этих группах состоят более 150 тысяч человек.
Как классифицируются фэйки по форме? Самая распространенная категория – намеренная дезинформация, далее идут архивные и постановочные фото и видео, посты и комментарии пользователей, поддельные документы, поддельная переписка и отправка спам-сообщений, аудиозаписи.
Согласно проведенным опросам, 66% пользователей считают, что встречают фэйковую информацию в соцсетях более одного раза в неделю, из них практически ежедневно с таковой сталкиваются 41%.
Тем временем, не много обывателей и даже экспертов и аналитиков в действительности могут отличить ложную информацию от достоверной, показало тестирование АНО «Диалог Регионы». Только 48% справились с задачей, остальные допустили ошибки, признав фэйк за факт и наоборот.
Одним из партнеров-фактчекеров сервиса «Лапша Медиа» стал НИУ «Высшая школа экономики».
Вуз присоединился к проекту летом 2022 года. По мнению старшего директора по коммуникациям «Высшей школы экономики» Андрея Лаврова, обладая высокой экспертностью, университеты должны заниматься верификацией социально-значимой информации и транслировать достоверные данные.
- Высшая школа экономики развивает свой проект по противодействию фэйкам. Совокупная аудитория наших медиа – полмиллиона человек. Для всех университетов важно помимо занятий образованием и наукой следовать еще одной своей миссии – быть ответственным перед обществом за качество жизни граждан, большой объем дезинформации не может не ухудшать жизнь людей. Мы располагаем профессиональной экспертизой, чтоб противодействовать этому явлению – наши фактчекеры, наша методология анализа больших данных вносит свой вклад и сегодня, - подчеркивает Андрей Лавров.
По его словам, целью фэйков в наше время может стать не только дезориентация и сеяние паники среди людей, дестабилизация социально-экономической обстановки, но и вполне прозаичная нажива. К сожалению, на темах о СВО и мобилизации «поднялись» много мошенников, умеющих играть на чувствах людей и извлекать из этого личную выгоду.
В топ-5 регионов по количеству фэйков в этом году вошли Севастополь, Санкт-Петербург, Республика Крым, Приморский край и Белгородская область. В приграничных регионах самыми популярными фэйками стали: обстрелы и нападение на Белгород, подделанное постановление губернатора об эвакуации жителей, сообщения о работе диверсионных групп.
- В первую волну паники нам пришлось опровергать дезинформацию о захвате Белгорода, о массовом бегстве людей за пределы Белгорода. Второй волной стали распространять слухи о губернаторе, то есть обо мне – покушение, подстрелили кортеж, сам я ранен, автоматы на заднем сиденье служебного авто вожу, жена в больнице, а затем - Гладков скрывается за рубежом, в Саудовской Аравии, - рассказывает губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.
Он добавляет, что для эффективной борьбы с ложной информацией и паникой важно выезжать на места происшествий и быть для жителей региона первоисточником, видевшим всё своими глазами. Сегодня в случае ЧП в Белгородской области оперативнее всего информация о них публикуется в личных аккаунтах главы региона.
- Важно профилактировать неблагоприятную обстановку, чтобы не тиражировались слухи. Практически в ежедневно режиме у нас сегодня работает мониторинговый центр, выявляющий фэйки и информацию, нуждающуюся в наших комментариях, - отмечает Вячеслав Гладков.
Фактчекинговой платформе «Лапша медиа» - полгода, она была создана в 2022 году для разоблачения и опровержения дезинформации. Проект помогает пользователям распознавать и вычислять ложные сообщения – сделать это можно при помощи формы на сайте.