Posted 14 декабря 2022, 13:38
Published 14 декабря 2022, 13:38
Modified 23 декабря 2022, 13:56
Updated 23 декабря 2022, 13:56
Екатерина Максимова
Если взять только самые свежие ЧП и только с участием бортов крупных российских авиакомпаний, то за последние несколько месяцев таких историй наберется с десяток.
Вот, к примеру, только осенне-зимний ТОП-авиаинцидентов.
9 сентября Boeing-738 авиакомпании «Победа» не смог взлететь в аэропорту Внуково из-за потерянных кем-то кусков фюзеляжа. Металлические части «потерял» другой борт и железяки оказались на взлетке (предположительно, это был спецборт, не указанный в расписании). 21 октября в Казани (но тут никто не виноват) Airbus-321 АК «Nordwind» во время разбега столкнулся с зайцем.
1 ноября в Пулково из самолета Boeing 737-800 АК «NordStar» произошла утечка авиатоплива. На следующий день в Иркутске борт Airbus «Уральских авиалиний» потерял во время посадки пневматики шасси, что на несколько часов парализовало работу порта. 12 октября задержался рейс АК «Россия» из Сочи в Стамбул - у борта «Сухой Суперджет» не запустился двигатель.
3 ноября авиакомпания Nordwind разбиралась с самолетом Boeing -737-800, у которого во время полета из Сочи в Уфу треснуло лобовое стекло. В конце ноября в Хабаровском крае самолет Ан-24 АК «Хабаровские авиалинии» потерял четыре покрышки из-за экстренного торможения: судно разогналось до 160 км в час и в этот момент пилот увидел на взлетной полосе грузовик. 29 ноября экипаж АК «Россия» во время посадки в Пулково сообщил о заклинивании закрылок у самолета Airbus.
1 декабря Boeing АК «Nordwind», летевший из Санкт-Петербург в Гоа, отправился не в Индию, а на запасной аэродром (в Шереметьево): экипаж сообщил о плавной разгерметизации в гермокабине. Еще в декабре прямо во время полета второй пилот (Boeing-738 АК «Победа») на рейсе Махачкала-Санкт-Петербург потерял сознание. У него поднялась температура.
Во всех перечисленных случаях обошлось, к счастью, без жертв (погиб только заяц), но седых волос у некоторых пассажиров прибавилось, да и список аэрофобов наверняка пополнился.
Основатель международной сети экспертов AIM Group, авиационный эксперт Андрей Патраков уточняет, что при оценке подобной статистики очень важно оценивать налет: как часто происходят инциденты на единицу налета. А в текущем году, когда трафик полетов по совокупности причин значительно сократился (как и пассажиропоток), динамика по количеству происшествий «идет не в лучшую сторону».
«Но чтобы в этом убедиться, говорить обоснованно и сравнивать с прошлым годом, нужно подвести итоги. К концу года статистика по налетам станет доступна. И ее можно будет четко коррелировать: такой-то налет и столько-то инцидентов. И тут, как всегда, черт прячется в деталях: каких именно происшествий. Зайца сбили или это иркутская история с заблокированным шасси, когда садились, как говорят в простонародье, на ручнике», - говорит Патраков.
Для примера Андрей Патраков приводит небоевые потери военной авиации: «Там <военная авиация, - прим.Ред.> в этом году как раз обратная ситуация по налету. Число инцидентов выросло значительно. Больше летаем - больше падаем».
«Новые Известия» неоднократно приводили мнение экспертов, которые выражали озабоченность текущим состоянием авиационной отрасли. Особенно сейчас, когда парк иностранных самолетов остался без сопровождения со стороны западных разработчиков. И международная организация ИКАО прямо указывает России на несоблюдение правил в области обеспечения безопасности полетов.
«Экспертное сообщество, мягко говоря, свою озабоченность обозначило еще в феврале-марте. И когда министр транспорта нам рассказывал, что нас ждет иранский сценарий в части противостояния санкциям, он не упомянул печальную статистику. А она в Иране началась с увеличившегося числа инцидентов и потом переросла в череду катастроф. И наша задача сделать так, чтобы подобного не случилось. Я, как эксперт, утверждающий, что есть проблемы, предпочту оказаться в дураках. Это лучше, чем окажусь правым и в нашей авиации начнут происходить непоправимые трагедии», - добавил Патраков.
По его мнению, в целом по году, можно надеяться, статистика авиапроисшествий окажется лучше, чем в 2021 году. Тогда Россия побила абсолютный антирекорд по числу катастроф и погибших в них людей. «В этом году, надеюсь, статистика будет лучше: меньше летаем - меньше происшествий», - резюмировал основатель международной сети экспертов AIM Group.
В 2021 году в России произошла 31 авиакатастрофа с участием гражданских и военных судов, погибли более 100 человек. К числу крушений с самым большим числом жертв относится трагедия с самолетом Ан-26 на Камчатке (6 июля 2021 года), когда погибли 27 человек. Самолет врезался в скалу. В октябре прошлого года в Татарстане жесткую посадку совершил L 410, на борту которого находилось более 20 человек. Для 16-ти пассажиров этот полет оказался последним.