Posted 13 декабря 2022, 12:01
Published 13 декабря 2022, 12:01
Modified 7 марта, 11:51
Updated 7 марта, 11:51
Сергей Баймухаметов
О благих намерениях депутатов Госдумы сегодня сообщил в своем телеграм-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Процитируем:
«Чтобы добиться высоких темпов роста экономики, начинать необходимо с повышения качества образования. Если проанализировать развитие любой мировой державы и причины успехов в экономике, везде этому предшествует рост качества образования. Только затем идет создание технологий, инноваций и уже потом - экономический рост… В нашей стране почти 40 тысяч школ. 56% из них - сельские. Большинство школ находятся на муниципальном бюджете. При этом в сельских районах, как правило, самые проблемные. Это не позволяет решать ключевые вопросы школ:
На следующей неделе планируем принять изменения в закон об образовании. Решение предоставит право региональным органам власти переводить школы на областной бюджет».
Такие планы парламента можно только горячо приветствовать. Однако нельзя и не задуматься над вопросами экзистенциального характера.
Значит, во-первых, есть могучее богатое государство с его сверхбюджетом, есть министерство, есть, наконец, областной бюджет - а сельские школы на тощем муниципальном рубле, который не может обеспечить даже эти три пункта, обозначенные Володиным. Значит, десятилетия реформ и триллионные национальные проекты вихрем несутся над страной, а депутаты только сейчас увидели, что сельские школы влачат нищенское существование.
Во-вторых, причинно-следственная связь и обоснование. Оно - советско-железное: повышение качества образования необходимо для обеспечения высоких темпов роста экономики, создания технологий.
То есть не государство для человека, а человек для государства. Но ведь мы давно живем не в годы первых пятилеток - с тех пор век прошел. Наверно, давно пора изменить причинно-следственные связи и обоснования: достойное образование, достойная жизнь должны обеспечиваться как самоцель общественно-государственного устройства.
То есть дети в сельской глубинке должны получать достойное образование просто так - для развития личности. Потому что иначе нельзя, иначе не может быть.
Для детей в сельской глубинке должны создаваться достойные цивилизованные условия просто так - потому что иначе нельзя, иначе не может быть.
Достойное образование, достойная жизнь - норма, а все остальное: государство, экономика и прочее - следствие.
Нельзя сказать, что наш парламент не уделял внимание созданию достойных условий для сельских школ. Помнится, 5 лет назад в Совете Федерации обсуждался вопрос о школьных туалетах. Тогда председатель СФ Валентина Матвиенко заявила на всю страну:
«Я считаю, стыдно регионам, стыдно власти, стыдно сенаторам, здесь сидящим, губернаторам и всем остальным, что у нас 3 200 школ без теплых туалетов. При наших погодных условиях…Это здоровье детей, а потом мы удивляемся, почему у нас растет бесплодие. Это катастрофа для девочек, мальчиков. Это позор всем нам».
Ровно через год в Совете Федерации снова обсудили проблему школьных туалетов. Оказалось, что с 2017 года кое-что изменилось, но не радикально. И снова Валентина Матвиенко пристыдила всех и предложила выделить федеральные деньги для оснащения школ теплыми туалетами:
«Конечно, школа школе рознь, цена вопроса по утеплению школьных туалетов может быть разной. Тем не менее, это - не космодром построить…. В чем проблема? Давайте условимся, что регионы до января проинформируют Совет Федерации о цене вопроса. Сколько необходимо средств, чтобы в проблемных регионах утеплить все школьные туалеты? Я надеюсь, что мы изыщем финансовые возможности поддержать эти регионы. Речь идет о здоровье детей, стыдно в нашей стране в который раз обсуждать этот вопрос».
С тех пор прошло еще четыре года. Деньгами у нас распоряжается Госдума. Она утверждает госбюджет. И вот, Госдума готовится буквально на следующей неделе начать рассматривать вопрос об изменениях в законе об образовании, о более полном финансирования сельских школ. Будем ждать. А потом будем ждать, когда финансирование дойдет до российской глубинки.