Первые привыкли к тому, что все можно было купить за границей, «а на поставках ещё и заработаем». Однако сегодня эта схема уже не работает. Ситуация вынуждает взять курс на настоящий технологический суверенитет России.
Своем мнение Кричевский высказал в авторском телеграм-канале «Никита Кричевский». «НИ» публикуют мнение экономиста без купюр.
-К первой партии примкнули в основном предприниматели, существующие по принципу, ну нет чего то и не надо - купим за рубежом. А на поставках ещё и заработаем. Типа полмира так живёт. Даже в нынешних реалиях они не хотят менять стратегии, «идя по накатанной», делая ставку на так называемый «параллельный импорт». Есть мнение, что именно «Партия импорта» пытается затормозить шаги Минпромторга по созданию новых производств (исходя из спроса и возникшего временного дефицита), стремясь существенно увеличить процент локализации, в том числе на действующих предприятиях.
В последнее время правительство магистрально развивало большие промышленные кластеры: фармацевтический, автомобильный, авиационный. Их продукция - это «вершина айсберга», окончание длинных технологических цепочек, включающих в себя производство или закупку за рубежом огромного числа комплектующих. После того, как в этом году европейские, японские, корейские, американские бренды прекратили поставки в Россию, многие пром предприятия вынуждены были фактически остановить производство .
Много лет подряд даже российская оборонка получала подшипники, электронику, чипы, другие комплектующие от 100 % российских дистрибьюторов. По документам вся продукция была «российского производства», но на самом деле конечно же все это закупалось за границей и за счет разницы цены, отсутствия инвестиционной составляющей все это было крайне выгодно тем, кто имел устойчивые связи в том числе и с промышленным госсектором.
Изменившаяся международная обстановка резко изменило правила игры. И чиновники и бизнес изначально рассчитывали на быструю переориентацию на китайские аналоги. Но Поднебесная не особо стремится поставлять нам продукцию так называемого двойного назначения, опасаясь даже не столько санкций, сколько желая сильно ослабить своего соседа.
В качестве примера можно привести ситуацию с отечественными вагоностроителями, летом испытавшие сложности с выполнением заказов из-за нехватки кассетных подшипников. Кассетные подшипники устанавливаются в каждое колесо вагонной тележки и без ремонта ходят по 800 тысяч километров, срок эксплуатации - до 16 лет. Исторически детали собирали на трёх заводах в Тихвине, Твери и Саратове с участием американского и шведского капиталов. Чтобы вагоностроительная отрасль хоть как то заработала осенью были сертифицированы кассетные подшипники китайской LYC Bearing. Но наладить стабильные поставки так и не удалось.
Сегодня важно уйти от проторенной дорожки завоза в Россию комплектующих. Если до начала СВО подобные предпринимательские инициативы выглядели допустимыми, то сейчас, когда экономика страны встаёт на мобилизационные рельсы, попадание в подобную экономическую зависимость от иностранных партнёров неприемлемо. Ставка на собственное производство, сделанная Минпромторгом Дениса Мантурова, конечно, гораздо перспективнее. Однако силы, сколотившие капитал на импорте и не привыкшие к практической работе, всё ещё сильны. Поэтому важно, что высокопоставленные чиновники в этом противостоянии заняли однозначную позицию, взяв курс на настоящий технологический суверенитет.
Перед правительством стоит срочная и важная задача создать в короткие сроки план новой индустриализации страны. Необходимо оперативно и всесторонне провести промышленно технологический аудит всех стратегических отраслей экономики.
Важно не просто рассуждать, что нам нужен новый завод по производству подшипников, самолетной авионики или автомобильных коробок передач. Важно понять как и чем это российское производство будет стабильно загружено в ближайшие 10 лет, как оно сможет развиваться с учетом того, что санкции могут только нарастать.
Задача эта крайне сложная и требует от людей, занимающих госдолжности решительности и очень глубокого анализа, а главное не безразличия к будущему своей страны.