Андрей Злобин, к.т.н., математик
Рост числа заболевших отмечается в целом ряде стран, среди которых США, Япония, Италия, Франция, Китай и другие. При этом тревожит сравнительно легкомысленное отношение человечества к последним штаммам коронавируса. Распространена точка зрения, что по мерее появления новых штаммов тяжесть заболевания снижается. Вероятно, в разных регионах планеты на это смотрят по-разному. Иначе как объяснить жесткие карантинные меры, которые недавно снова были введены в Китае? При небольших послаблениях эти меры продолжают оставаться беспрецедентными. Поднебесная первой приняла на себя удар пандемии коронавируса и кому как не китайцам понимать всю опасность заболевания.
Нужно учитывать и некоторую, зачастую весьма немалую, погрешность, с которой собираются статистические данные по заболеваемости. Основываясь на собственном опыте, могу подтвердить, что официальные статистические данные могут отличаться от реальных в несколько раз. В середине 90-х годов я работал аналитиком в Аналитическом центре крупнейшей российской фармацевтической компании. У нас была разработана собственная методика независимого анализа заболеваемости различными болезнями на всей территории России. Методика обеспечивала бо́льшую достоверность, чем официальная статистика. Уже тогда мы убедились, что в самых неблагоприятных регионах официальные данные, например, по ВИЧ-инфекции были занижены в 2-3 раза. Это же можно было сказать о некоторых других опасных заболеваниях. Таким образом, Аналитический центр знал реальную картину заболеваемости, которая сильно отличались от официальных «радужных» цифр. Несмотря на то, что математические модели COVID-19 постоянно совершенствуются, я до сих пор не вижу методик прогноза заболеваемости, которые превосходили бы уровень нашей аналитики 90-х годов. Отсюда и скепсис в отношении оптимистического сценария завершения пандемии.
Следует принять во внимание, что грядущая волна пандемии коронавируса будет развиваться на фоне свиного гриппа и сезонных проявлений ОРВИ. То есть при тройной нагрузке на систему здравоохранения. Для людей пожилого возраста с хроническими заболеваниями такая ситуация особенно опасна с точки зрения возможных осложнений. Старикам крайне желательно использовать индивидуальные средства защиты и строго соблюдать социальную дистанцию, бывая в общественных местах. Медицинские маски и даже обыкновенные очки могут существенно снизить вероятность тяжелого заболевания. Необходимо соблюдать правила гигиены и регулярно следить за состоянием носоглотки, применяя рекомендуемые врачами профилактические средства.
Важно, чтобы государство оказало действенную помощь одиноким старикам. Например, в ряде случаев, имея все основания получать материальную поддержку, субсидию на оплату ЖКХ, одинокий пожилой человек не в состоянии удаленно их оформить, поскольку сама процедура такого оформления продолжает оставаться крайне сложной. Вопреки «правилу одного окна» от пенсионеров требуют предоставлять копии целого ряда документов, которые они физически не в состоянии скопировать.
Во-первых, многие пожилые люди во время пандемии вынуждены полностью самоизолироваться и не могут привлекать к работе с документами других, избегая лишних контактов. А во-вторых, и это чиновники должны понимать, далеко не у каждого пенсионера в доме найдется необходимая современная электроника, копировальная техника, ноутбуки, компьютерная периферия, включая сканеры, принтеры, смартфоны и соответствующие компьютерные программы. Хорошо если есть хотя бы древняя «персоналка», с помощью которой пожилой человек сможет удаленно достучаться до чиновников. Хорошо если пенсионер не чужд понятию компьютерной грамотности. Пока, увы, удаленное оформление материальной помощи, субсидий для одинокого пенсионера на карантине является практически недоступным. Вряд ли такое положение дел пойдет на пользу здоровью старых людей.
Можно ли дать прогноз заболеваемости коронавирусом на ближайшие месяцы? Ранее я уже писал, что серьезное математическое моделирование пандемии COVID-19 стоит огромных денег, и такие финансовые возможности есть далеко не у всех аналитиков. Тем не менее, можно грубо оценить будущую заболеваемость в зимне-весенний период, основываясь на данных предыдущих волн пандемии. Маловероятно, что вновь реализуются высокие февральские цифры, когда ежедневный прирост заболевших достигал по России 200 тысяч человек. Скорее всего, максимум заболеваемости повторится на уровне сентябрьских значений. Хотя нельзя исключать, что новогодние праздники все же повлияют на заболеваемость в сторону ее увеличения. Если коронавирусной инфекции не дадут «разгуляться», включая вероятность появления новых штаммов, то разумной представляется оценка грядущей волны пандемии в России примерно на уровне 60—80 тысяч заболевающих ежедневно. В любом случае расслабляться нет никаких оснований, и про особую опасность COVID-19 следует помнить постоянно.