Шесть-семь лет назад у меня был целый цикл статей про коллективную ответственность, про «покаяние невиновных» - как попытка обратиться к нравственному чувству внутри каждого из нас, в принципе к этому способных. Речь шла о сталинских репрессиях и о том, что это явление осталось психически непереработанным обществом и что от того мы застряли в этом аду. Могла ли я тогда предположить, что тема коллективной ответственности вдруг зазвучит так оглушительно и буквально, и что само это понятие из нравственно-интимного, глубоко личного и добровольного вдруг превратится в нечто атакующее извне, карающее и обличающее? Как если бы партию скрипки вдруг взялся исполнять барабан. Но, с другой стороны, не потому ли это случилось, что скрипка так и не сыграла свою партию пока ещё могла?
Итак, писала в 2016:
Впустить в себя агента Смита.
У тех людей, кто совершал и совершает злодеяния нет стыда в том виде, как это может быть у нравственно здорового человека - им не больно и не стыдно за содеянное, а нравственно здоровый человек, который в себе принял темную сторону своей природы, который ощутил причастность злу в силу того, что тоже человек, может соединить это деяние со стыдом. Создать такой прецедент в психическом пространстве, когда подлость и мерзость соединяются с покаянием. А если этого нет, если этого никогда не происходит, то расщепление коллективной психики вечно: подлецы всегда в одну сторону, благородные в другую. И нет шанса прийти к целостности, а значит, открыть возможность для развития общества. То же самое происходит и на индивидуальном уровне развития - человек не достигает целостности, отвергая часть своей природы и проецируя ее в тех, кто несёт эту «нагрузку» в силу яркой проявленности таких черт.
Ну, это как в «Матрице -3» - нет другого способа победить агента Смита, кроме как впустив его в себя. А по сути, по смыслу метафоры - осознав его в себе.
И это не про побивание себя камнями и не про прекраснодушие и возможность преступникам уйти от ответственности и суда общества. Это про очень тонкую и глубокую работу души. Это гораздо труднее, чем гордиться собой и клеймить других, особенно когда к тому есть основания.