Posted 9 декабря 2022, 10:29
Published 9 декабря 2022, 10:29
Modified 23 декабря 2022, 13:55
Updated 23 декабря 2022, 13:55
Сергей Путилов
Исчезнувшая, казалось бы, тысячи лет назад цивилизация древнего Египта продолжает жить и в наши дни. Через искусство, кинематограф, моду, туризм, музейные экспозиции. Мы, помимо своей воли, оказываемся насквозь пронизанными токами, идущими из тьмы веков, с берегов Нила. В Марселе (Франция) под эгидой Музея европейской и средиземноморской цивилизаций открылась недавно выставка «Фараоны-суперзвезды». Представленные на ней экспонаты охватывают период со времён великого завоевателя, строителя храмов и дворцов Рамзеса II до последнего из фараонов, пленительной Клеопатры.
Египетская пресса живо откликнулась на это событие. Как пишет центральная местная газета «Аль-Ахрам», в пору говорить о настоящей волне «египтомании», или «тутанхомании».
Открывшаяся во Франции выставка стала лишь очередным «штормовым валом», предыдущий импульс которого наблюдался в 2019 году. Тогда улицы, вывески магазинов, автобусы и станции метро, фасады зданий Лондона изобиловали изображениями золотой маски мальчика-фараона, его удивительного саркофага и загадочными древнеегипетским иероглифами. В статье каирской газеты под названием «Тутанхономания надвигается штормом» прослеживаются истоки древнеегипетского мифа, наслоившегося на современную эпоху и пленившего отображение уже не одного поколения.
Напомним, что первый всплеск интереса к погребенной под толщей песков времени цивилизации фараонов в Европе наблюдался ещё во время эпического египетского похода Наполеона. Тогда он, обращаясь к солдатам, воскликнул своё знаменитое: «С высоты этих пирамид на вас взирают пятьдесят веков». В обозе полководца шла целая армия искусствоведов, картографов, художников, которые тщательно фиксировали открывающиеся европейскому взору потрясающие памятники древности. Наконец, венцом зарождающейся европейской египтологии стала расшифровка Шампольоном легендарного Розеттского камня, давшая ключ к пониманию таинственного иероглифического письма.
Впрочем, начало проникновения египетского мифа в массовое следует отсчитывать лишь со времени открытия английским исследователем Говардом Картером единственного из оставшихся неразграбленным захоронения фараонов в 1922 году. Речь идёт о фантастической по количеству находок и красоте гробнице Тутанхамона в Долине царей.
С тех пор мода на все древнеегипетское начинает победно шествовать по планете. Тема Древнего Египта просачивается в фильмы, музыку, одежду, архитектуру. Отчасти этому способствовал спонсор экспедиции лорд Карнавон, продавший эксклюзивные права на освещение археологических раскопок ведущей британской газете Times за баснословную по тем временам сумму 5000 фунтов. Новости об очередных находках с молниеносной скоростью распространялись по всем континентам благодаря телеграфу. Их подхватывали журналисты, кинематограф, музыканты, сочинявшие громоподобные джазовые композиции посвящённые «любовным историям» Тутанхамона.
Элемент сенсации в древнеегипетский миф внесли слухи о «проклятии мумии», порождённые загадочной смертью Картера и других участников вскрытия гробницы. Канонический образ мстительной ходячей мумии создал в фильме 1933 года мастер хоррора Борис Карлофф.
В наши дни «египтомания» подпитывается туристами, миллионами посещающими Египет, и которым скармливают самые фантастические легенды местные гиды. Среди гостей много русских. Привозимые в битком набитых чемоданах папирусы, каменные скарабеи, майки с иероглифами, статуэтки богини-кошки Бастед сувениры прочно сделали, казалось бы, потерянную цивилизацию древнего Египта частью современного мира.
Как относятся сами египтяне к неожиданно обрушившейся на них после открытия гробницы Тутанхамона известности?
Как известно, Египет с седьмого века является исламской страной, где опыт прежних культур порой относится к «тёмным временам». Но нынешние жители страны пирамид в этом плане вполне лояльны.
«На тех, кто предлагает уничтожить прекрасные памятники доисламской культуры здесь смотрят, как на сумасшедших. У нас принято почтительное отношение к предкам, и многие жители Египта, даже будучи арабами, то есть пришлым населением, переносят это почтение и на великие памятники древности. Тем более, что последние привлекают сюда множество туристов со всего мира, которые являются источником дохода для местных жителей. Поэтому, как мы можем не любить свою старину?» — признался «Новым известиям» таксист из Хургады Осама.
Хургада - Москва