Леонид Злотников
Поставки российской нефти в Индию бьют рекорды — они достигли 1,03 миллиона баррелей в день. Но большая ее часть продается с дисконтом — индийские экспортеры пользуются санкциями и выбивают себе серьезные скидки.
Турция подтвердила, что танкеры без страховки не будут пропускать через пролив, сообщает Reuters. Так что пробка из судов с российской нефтью — это, видимо, надолго.
Вместо с тем, выясняется, что 26 танкеров с более чем 23 миллионами баррелей нефти из Казахстана не смогли пройти через проливы Босфор и Дарданеллы, пишет Bloomberg со ссылкой на данные о судоходстве.
Большая часть нефти на кораблях у берегов Турции имеет казахстанское происхождение. И только одно судно перевозит примерно 1 млн баррелей российской нефти марки Urals, предназначенной для Индии. Остальные танкеры загружены казахской нефтью, не подпадающей под потолок цены.
Тем не менее Турция требует подтверждения дополнительной страховки от разливов и столкновений от всех танкеров, проходящих проливами. Анкара ссылается на то, что Турция потолок цен увеличил риск нахождения незастрахованных танкеров в ее водах. Хотя казахстанская нефть не попадает под санкции, Турцию может волновать то, что танкеры вышли из российского порта.
Между тем, цены на нефть в России опустились уже до $49 за баррель. Согласно данным Санкт-Петербургской товарной-сырьевой биржи, вчера был заключен один договор на продажу 10 тысяч тонн нефти за 224,5 млн рублей, что соответствует $49,25 за баррель.
Эксперты подтверждают, что цена на нефть в России снижается с 1 декабря текущего года. И, вероятно, в условиях введения механизма «потолка» цен и эмбарго, снижение продолжится.
Более того, снижается и экспортная цена российской нефти: так, стоимость барреля нефти Urals - основного сорта России, на который приходится 60% экспорта, - рухнула до $43,72. Столько, по данным независимого ценового агентства Argus, стоили партии с отгрузкой из порта Приморска в среду, 7 декабря.
Разница между ценой Urals и котировками Brent приближается к $40. «Клиентов на Urals нет, поэтому цены приходится снижать, чтобы привлечь покупателей на большие объемы», - говорят аналитики Argus.
А вот восточносибирская нефть ESPO, которая идет из дальневосточных портов в Китай, стоит значительно дороже - $68,72 за баррель. Однако растут на нее и скидки: сейчас это $6 за баррель, хотя месяц назад было не больше $2.
Источники Reuters говорят, что тихоокеанская нефть также продается хуже: по состоянию на четверг остались нереализованными две партии с декабрьской отгрузкой. И скидки на них пришлось увеличить до $7-8.
Без оглядки на ценовой потолок российскую нефть покупают негосударственные китайские НПЗ, известные как «самовары». В борьбе за них российским нефтяникам приходится конкурировать с контрабандными баррелями из Ирана, которые предлагаются со скидкой в $10.