Posted 9 декабря 2022, 08:03
Published 9 декабря 2022, 08:03
Modified 7 марта, 11:52
Updated 7 марта, 11:52
Ирина Грацинская
Напомним вкратце предысторию. Эксперимент по введению QR-кодов для получения льготных кисломолочных продуктов для детей стартовал в декабре 2021 года. Тогда Департамент здравоохранения Москвы издал приказ №1240 с длинным и туманным названием «О совершенствовании организации обеспечения бесплатными продуктами питания», в котором появилось положение о QR-коде. В Сети многие расценили это как ущемление прав и принуждение к «цифровому рабству».
Через некоторое время родители малышей в Москве столкнулась с проблемой: им начали отказывать в молочно-раздаточных пунктах при выдаче закупленной за счет бюджета города молочной продукции. QR-коды требуют получать на каждого ребенка, даже на новорожденного. В результате часть родителей отказывается от этого по разным причинам и не получает детское питание. В публикации от 6 декабря мы подробно остановились на мнениях родителей по поводу тотального введения куар-кодов на «молочку». Однако, у ДЗМ оказались свои доводы, которые мы сочли необходимым разобрать по пунктам.
Ольга Агапова : «Оформила и уже столкнулась с неудобствами. Изначально уже нет выбора по датам. Выбрать удобный день или поменять его не так просто, как описывают. Только в первые шесть дней от начала месяца. А если я оформила код, например, 8-го числа, то ничего нельзя изменить, лишь только так, как формируется программой. И вдруг я заболею в этот день, как же тогда получить?.. Для моей семьи прошлые условия получения питания были более удобными. Плюс данного постановления только в том, что не надо идти к врачу за рецептом».
dangerrose утверждает: «Жёстко как-то. А если заболел там или забыл? Всё? Без питания сидишь? Я написала 5-ое, но не уверена что приду 5-ого. А за декабрь у меня уже есть в системе, мне показывает мос.ру (я это не оформляла, видимо автоматом), там написано раз в неделю приходить и точные числа! Это вот откуда вообще...».
2. Из ответа Департамента здравоохранения Москвы. «…Также ложной является информация о невозможности подачи заявки на получения питания для новорожденного из-за временного полиса ОМС. Чтобы воспользоваться услугой, нужно быть прикрепленным к городской поликлинике, иметь действующий или временный полис ОМС, выданный в Москве, а также постоянную регистрацию в столице. Если питание выписывается на ребенка, данные о нем необходимо заранее внести в личный кабинет на mos.ru».
И опять неувязочка. На бумаге все вроде бы так, но система работает по каким-то своим правилам, не ведомым департаменту.
Ольга Гребенюк, многодетная мама, обратившаяся в редакцию: «У новорождённого нет полиса какое-то время, но это не лишает его права на получение питания по бумажному заключению врача! Которое почему-то не действительно».
Из сообщений в соцсетях.
Маргарита Савельева пишет ВКонтакте : «На новорожденного сайт мос.ру не разрешает оформить молочную кухню, так как полис ОМС временный. А на сайте просят ввести номер полиса нового или старого образца...Функции введения временного полиса нет. Я позвонила на горячую линию молочных кухонь Москвы, объяснила ситуацию… Там не знали, что мне ответить и повесили трубку».
Есть проблемы с получением льготного детского питания и у других категорий граждан.
Светлана Рязанова : «Подскажите пожалуйста, может, кто знает. Не могу оформить на себя как кормящая мать до 6-го месяца».
Вероника Настюшкина: «У меня та же проблема»
Татьяна Обухова: « У меня тоже самое…. Куда с этим вообще обращаться? Или всё, забыть про молочку?
3.Из ответа Департамента здравоохранения Москвы. «Получателями продуктов питания являются семьи с детьми, то есть аудитория, наиболее приспособленная к использованию цифровых сервисов: в электронном виде они уже получают массу услуг для семей с детьми, в частности, выплаты на детей, запись в детский сад, компенсация родительской платы и т.д. Однако важно отметить, что при отсутствии возможности самостоятельного заполнения интерактивной формы заявления на Портале горожане могут обратиться в любой из центров госуслуг «Мои документы».
Ну тут вообще масса вопросов возникает. По информации наших читателей, консультанты в МФЦ сами ничего не делают и не заполняют.
Ольга Гребенюк, многодетная мама: «В МФЦ гражданин сам все оформляет. Максимум, рядом с ним будет стоять сотрудник МФЦ и говорить, на какие кнопки нажимать. И это не исключает ошибок! Я лично сталкивалась! Сотрудник МФЦ не имеет права в вашем профиле что-то делать. Вы должны обязательно его иметь или создать, и тогда вам помогут нажать на кнопки. Могу прислать видео».
Послушайте, а если человек вообще против того, чтобы вводить свои персональные данные и данные на своих детей в систему mos.ru?! Если он против того, чтобы его данные утекали не известно кому куда?! Против того, чтобы неизвестные получали его номер телефона, и потом разнообразные лица перманентно звонили с сомнительными предложениями – то полечиться в платной стоматологии, то поменять окна, то сообщить номер своей банковской карты.
Ольга Гребенюк, многодетная мама, обратившаяся в редакцию «НИ»: «Мне эта система не удобна. Я удалила все данные своих детей, после того, как внимательно прочитала соглашение пользователя на мос.ру . Меня не устраивают ряд пунктов. Пункт 2.5 данного соглашения гласит : 2.5. «В случае несогласия Пользователя с какими-либо из требований к сервису, информационной системе города Москвы… пользователь не в праве пользоваться сервисом». Я вот не согласна, и следовательно, не вправе пользоваться. Я раньше пользовалась мос.ру, заполняла данные, но они периодически слетают, и мне, чтобы что-то оформить, надо ввести заново данные всех детей, мужа, мои (так как первые дети были рождены не в Москве). Меня сильно напрягает нестабильность системы мос. ру, трансграничная передача данных, незаконный сбор и хранение персональных данных моей семьи на электронных ресурсах. И я трачу слишком много времени на оформление электронных заявлений, это должны делать те, кто получает за это зарплату из бюджета».
«Должна быть альтернатива. Если кому-то нравится, пусть получает льготное детское питание через мос.ру. Но если кому-то это не удобно, зачем ущемлять в правах таких граждан? А ведь их немало! К тому же медицинские направления должен выдавать врач, но его в данном случае подменяет портал мэра Москвы. Но наш мэр – не врач! Таким образом нарушается ст.52 ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». Если врач дал заключение, его не может оспорить никто, даже мэр», - считает юрист Руслан Трофимов.
4. В письме Департамента здравоохранения говорится: «Что касается бумажных заявлений, сообщаем, что выдача бумажных заключений для бесплатного отпуска продуктов питания действительно осуществляется для не прикрепленных к медицинской организации женщин. Ввиду особенностей учета таких обращений и проверки прав заявителей на получение данной меры поддержки действует формат обращения за мерой социальной поддержки, предполагающий необходимость систематического личного посещения медицинской организации для получения бумажного заключения врача с предъявлением соответствующего комплекта документов».
Но проблема в том, что, по сообщениям родителей, справки на бумажных носителях во многих молочных раздаточных пунктах перестали принимать. Совсем. В распоряжении нашей редакции вообще есть видео, на котором заведующая педиатрическим отделением ДГП №86 г.Москвы Анна Бежнар рвет на мелкие кусочки бумажное направление, выданное врачом многодетной маме Ольге Гребенюк. Кстати, по поводу этого было написано множество заявлений в правоохранительные органы, но ответа по существу дано не было. Предсказуемым ответом стали однотипные отписки, которые чиновники с завидным рвением рассылают в самые разные структуры, не пытаясь вникнуть в конкретные проблемы вполне конкретных людей.