Posted 9 декабря 2022,, 08:03

Published 9 декабря 2022,, 08:03

Modified 7 марта, 11:52

Updated 7 марта, 11:52

Компьюьерная графика: Любовь Захтаренко

Департамент здравоохранения не видит альтернативы QR-кодам для детского питания

9 декабря 2022, 08:03
Компьюьерная графика: Любовь Захтаренко
Публикация «НИ» от 6 декабря этого года «Вперед, в цифровое рабство: кормить детей "молочкой" в Москве приказано по QR-кодам» вызвала широкий резонанс среди родителей. Мы также получили ответ из Департамента здравоохранения Москвы, с которым, впрочем, не согласны родители.

Ирина Грацинская

Напомним вкратце предысторию. Эксперимент по введению QR-кодов для получения льготных кисломолочных продуктов для детей стартовал в декабре 2021 года. Тогда Департамент здравоохранения Москвы издал приказ №1240 с длинным и туманным названием «О совершенствовании организации обеспечения бесплатными продуктами питания», в котором появилось положение о QR-коде. В Сети многие расценили это как ущемление прав и принуждение к «цифровому рабству».

Через некоторое время родители малышей в Москве столкнулась с проблемой: им начали отказывать в молочно-раздаточных пунктах при выдаче закупленной за счет бюджета города молочной продукции. QR-коды требуют получать на каждого ребенка, даже на новорожденного. В результате часть родителей отказывается от этого по разным причинам и не получает детское питание. В публикации от 6 декабря мы подробно остановились на мнениях родителей по поводу тотального введения куар-кодов на «молочку». Однако, у ДЗМ оказались свои доводы, которые мы сочли необходимым разобрать по пунктам.

  1. «Внедрение современных цифровых технологий позволяет упростить систему обеспечения жителей Москвы льготными продуктами питания, избавляет их от ненужных административных процедур и существенно экономит время. Теперь у москвичей появилась возможность самостоятельно выбирать удобно расположенный молочно-раздаточный пункт и график получения продуктов питания, в том числе установить периодичность получения льготного питания (разовая, еженедельная, два раза в месяц), просматривать информацию об объеме продукции, положенной к выдаче», - утверждается в ответе Департамента здравоохранения Москвы.

Ольга Агапова : «Оформила и уже столкнулась с неудобствами. Изначально уже нет выбора по датам. Выбрать удобный день или поменять его не так просто, как описывают. Только в первые шесть дней от начала месяца. А если я оформила код, например, 8-го числа, то ничего нельзя изменить, лишь только так, как формируется программой. И вдруг я заболею в этот день, как же тогда получить?.. Для моей семьи прошлые условия получения питания были более удобными. Плюс данного постановления только в том, что не надо идти к врачу за рецептом».

dangerrose утверждает: «Жёстко как-то. А если заболел там или забыл? Всё? Без питания сидишь? Я написала 5-ое, но не уверена что приду 5-ого. А за декабрь у меня уже есть в системе, мне показывает мос.ру (я это не оформляла, видимо автоматом), там написано раз в неделю приходить и точные числа! Это вот откуда вообще...».

2. Из ответа Департамента здравоохранения Москвы. «…Также ложной является информация о невозможности подачи заявки на получения питания для новорожденного из-за временного полиса ОМС. Чтобы воспользоваться услугой, нужно быть прикрепленным к городской поликлинике, иметь действующий или временный полис ОМС, выданный в Москве, а также постоянную регистрацию в столице. Если питание выписывается на ребенка, данные о нем необходимо заранее внести в личный кабинет на mos.ru».

И опять неувязочка. На бумаге все вроде бы так, но система работает по каким-то своим правилам, не ведомым департаменту.

Ольга Гребенюк, многодетная мама, обратившаяся в редакцию: «У новорождённого нет полиса какое-то время, но это не лишает его права на получение питания по бумажному заключению врача! Которое почему-то не действительно».

Из сообщений в соцсетях.

Маргарита Савельева пишет ВКонтакте : «На новорожденного сайт мос.ру не разрешает оформить молочную кухню, так как полис ОМС временный. А на сайте просят ввести номер полиса нового или старого образца...Функции введения временного полиса нет. Я позвонила на горячую линию молочных кухонь Москвы, объяснила ситуацию… Там не знали, что мне ответить и повесили трубку».

Есть проблемы с получением льготного детского питания и у других категорий граждан.

Светлана Рязанова : «Подскажите пожалуйста, может, кто знает. Не могу оформить на себя как кормящая мать до 6-го месяца».

Вероника Настюшкина: «У меня та же проблема»

Татьяна Обухова: « У меня тоже самое…. Куда с этим вообще обращаться? Или всё, забыть про молочку?

3.Из ответа Департамента здравоохранения Москвы. «Получателями продуктов питания являются семьи с детьми, то есть аудитория, наиболее приспособленная к использованию цифровых сервисов: в электронном виде они уже получают массу услуг для семей с детьми, в частности, выплаты на детей, запись в детский сад, компенсация родительской платы и т.д. Однако важно отметить, что при отсутствии возможности самостоятельного заполнения интерактивной формы заявления на Портале горожане могут обратиться в любой из центров госуслуг «Мои документы».

Ну тут вообще масса вопросов возникает. По информации наших читателей, консультанты в МФЦ сами ничего не делают и не заполняют.

Ольга Гребенюк, многодетная мама: «В МФЦ гражданин сам все оформляет. Максимум, рядом с ним будет стоять сотрудник МФЦ и говорить, на какие кнопки нажимать. И это не исключает ошибок! Я лично сталкивалась! Сотрудник МФЦ не имеет права в вашем профиле что-то делать. Вы должны обязательно его иметь или создать, и тогда вам помогут нажать на кнопки. Могу прислать видео».

Послушайте, а если человек вообще против того, чтобы вводить свои персональные данные и данные на своих детей в систему mos.ru?! Если он против того, чтобы его данные утекали не известно кому куда?! Против того, чтобы неизвестные получали его номер телефона, и потом разнообразные лица перманентно звонили с сомнительными предложениями – то полечиться в платной стоматологии, то поменять окна, то сообщить номер своей банковской карты.

Ольга Гребенюк, многодетная мама, обратившаяся в редакцию «НИ»: «Мне эта система не удобна. Я удалила все данные своих детей, после того, как внимательно прочитала соглашение пользователя на мос.ру . Меня не устраивают ряд пунктов. Пункт 2.5 данного соглашения гласит : 2.5. «В случае несогласия Пользователя с какими-либо из требований к сервису, информационной системе города Москвы… пользователь не в праве пользоваться сервисом». Я вот не согласна, и следовательно, не вправе пользоваться. Я раньше пользовалась мос.ру, заполняла данные, но они периодически слетают, и мне, чтобы что-то оформить, надо ввести заново данные всех детей, мужа, мои (так как первые дети были рождены не в Москве). Меня сильно напрягает нестабильность системы мос. ру, трансграничная передача данных, незаконный сбор и хранение персональных данных моей семьи на электронных ресурсах. И я трачу слишком много времени на оформление электронных заявлений, это должны делать те, кто получает за это зарплату из бюджета».

«Должна быть альтернатива. Если кому-то нравится, пусть получает льготное детское питание через мос.ру. Но если кому-то это не удобно, зачем ущемлять в правах таких граждан? А ведь их немало! К тому же медицинские направления должен выдавать врач, но его в данном случае подменяет портал мэра Москвы. Но наш мэр – не врач! Таким образом нарушается ст.52 ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». Если врач дал заключение, его не может оспорить никто, даже мэр», - считает юрист Руслан Трофимов.

4. В письме Департамента здравоохранения говорится: «Что касается бумажных заявлений, сообщаем, что выдача бумажных заключений для бесплатного отпуска продуктов питания действительно осуществляется для не прикрепленных к медицинской организации женщин. Ввиду особенностей учета таких обращений и проверки прав заявителей на получение данной меры поддержки действует формат обращения за мерой социальной поддержки, предполагающий необходимость систематического личного посещения медицинской организации для получения бумажного заключения врача с предъявлением соответствующего комплекта документов».

Но проблема в том, что, по сообщениям родителей, справки на бумажных носителях во многих молочных раздаточных пунктах перестали принимать. Совсем. В распоряжении нашей редакции вообще есть видео, на котором заведующая педиатрическим отделением ДГП №86 г.Москвы Анна Бежнар рвет на мелкие кусочки бумажное направление, выданное врачом многодетной маме Ольге Гребенюк. Кстати, по поводу этого было написано множество заявлений в правоохранительные органы, но ответа по существу дано не было. Предсказуемым ответом стали однотипные отписки, которые чиновники с завидным рвением рассылают в самые разные структуры, не пытаясь вникнуть в конкретные проблемы вполне конкретных людей.

"