Такая мера, по мнению Бастрыкина, позволит сделать борьбу с коррупцией более эффективной.
Глава СКР убежден, что для большей результативности работы по возмещению ущерба, нанесенного действиями коррупционеров, следственные органы должны получить право изымать имущество не только самих подозреваемых, но и лиц, которые с ними связаны.
Бастрыкин заявил, что среди мер по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции он предлагает внесение изменений в ст. 165 УПК РФ. Они касаются наделения следователя «полномочиями по применению неотложного ареста по всем основаниям, указанным в ч. 1 ст. 115 УПК РФ, а не только в отношении имущества, перечисленного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ (то есть имущества, подлежащего конфискации)», — приводит предложение Бастрыкина «РИА Новости».
Сейчас следователи имеют право накладывать неотложный арест только на заложенные или сданные в ломбард вещи, в том числе на деньги, автомобили и другие ценности, владельцем которых является фигурант, отмечает «Коммерсант». Но после таких действий следователь обязан все равно обратиться в суд и заручиться поддержкой судьи, выносящего соответствующее решение в ходе судебного заседания, проходящего по правилам состязательности сторон.
Правозащитники видят опасность в дальнейшем расширении полномочий следствия, предложенных главой СКР.
Как отмечают юристы, до начала 2000-х годов у следователей уже было право на внесудебный арест имущества подозреваемых, что создавало множество проблем и давало почву для злоупотреблений. Без судебного контроля следователи получали почти неограниченную власть над подозреваемыми, что порождало массу жалоб по всей стране на возникновение «заказных» уголовных дел в отношении отдельных категорий граждан.
Порочная практика потребовала серьезной реформы силовых ведомств в стране. В 2007 году для расследования отдельных категорий дел в России был создан Следственный комитет при прокуратуре (СКП), который в 2010 году стал самостоятельной структурой. А в 2011 СКП прекратил свое существование в связи с образованием Следственного комитета РФ.
Эксперты отмечают, что попытка реинсталляции отдельных функций следствия по дореформенному варианту несет множество рисков, связанных с возможным нарушением прав человека при проведении следственных действий.