Posted 7 декабря 2022, 08:33
Published 7 декабря 2022, 08:33
Modified 7 марта, 11:52
Updated 7 марта, 11:52
Александр Сычев
Компания Bell, принадлежащая корпорации Textron, выиграла контракт Армии США стоимостью 1,3 млрд долларов на поставку начальной партии будущего дальнего ударного воздушного аппарата (FLRAA) V-280 Valor («Доблесть»).
Армия не раз предпринимала попытки обновить свой парк вертолетов, но ей все время что-нибудь мешало. Например, в 2004 году служба закупок отказалась от многоцелевого разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Comanche, созданного компанией Boeing-Sikorsky. Опыт использования этих машин в американских военных операциях в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее применять беспилотники, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолетов и обучение пилотов с последующим высоким риском потерять и машины, и экипажи. На момент прозрения военных госбюджет потратил на Comanche около 8 млрд долларов.
В конкурсе на создание и производство FLRAA участвовали два проекта: тилтротор V-280 Valor и скоростной вертолет с соосными лопастями несущего винта Defiant X компании Sikorsky. Армия предпочла более привычную машину, аналогом которой V-22 Osprey с 90-х годов пользуется Морская пехота. Машина с соосными винтами, идея которых позаимствована у российской компании «Камов», и толкающим пропеллером сзади, показалась вычурной.
Но для оправдания отказа нашлись, конечно, и более объективные причины. В августе 2017 года уменьшенная версия Defiant, названная Raider, которая использовалась для отработки технологий, разбилась на испытательном полигоне в Уэст-Палм-Бич, штат Флорида. В результате у Sikorsky остался один вертолет для продолжения программы внутренних испытаний, что привело к задержке программы на год.
Затем компания столкнулась с трудностями при изготовлении лопастей ротора для Defiant. Автомат неправильно клеил слои композитной ткани. Проблемы возникли и на испытательном стенде. В общем, еще год задержки и подпорченная репутация в глазах военных.
К этому времени пять армейских летчиков-испытателей совершили на V-280 15 вылетов и налетали более 214 часов. Машина показала высокую маневренность, способность далеко летать, а также достигла максимальной крейсерской скорости 556 километров в час.
А вот Defiant из-за задержек налетал в общей сложности всего 64 часа, развил меньшую скорость – до 457 километров в час, однако продемонстрировал высокую маневренность на высоте крон деревьев на скорости почти 370 километров в час, легко садился в замкнутом пространстве и поднимал на внешних крюках почти 2,5 тонны грузов.
Но гигантский контракт уплыл к конкуренту. К 2030 году конвертоплан V-280 Valor, летательный аппарат с изменяемым вектором тяги, должен заменить около двух тысяч десантных вертолетов Black Hawk и около 1,2 тыс. ударных вертолетов Apache. Армия планирует закупить столько же новых рабочих лошадок, сколько спишет. И это обойдется ей примерно в 70 млрд долларов, сказал исполнительный директор армейской программы по авиации генерал-майор Роб Барри.
«Доблестный» тилтротор станет универсальной машиной. Он будет доставлять солдат на поле боя и эвакуировать их, а также поддерживать их действия огнем. Определенный смысл в универсальности есть – повышается оперативность, сокращается ремонтная база, а соответственно расходы и количество требуемого технического персонала. С другой стороны, не всегда удается совместить различные функции без потерь в качестве.
Впервые компания Bell представила свой конвертоплан V-280 Valor в 2013 году. Через четыре года прототип совершил первый полет. По имеющимся сведениям, машина развивает крейсерскую скорость 520 километров в час. Дальность полета без дозаправки достигает 3,9 тыс. километров. По этим показателям конвертоплан полностью удовлетворяет требования Армии.
Экипаж – четыре человека. В пассажирском салоне помещается 14 солдат с полной экипировкой. Максимальный взлетный вес нового тилтротора составляет около 14 тонн, из которых почти шесть тонн приходится на топливо и различную полезную нагрузку. Двойные грузовые крюки позволяют перевозить гаубицу M777A2 весом 4,5 тонны со скоростью 280 километров в час.
Участвовавшие в конкурсе конвертопланы были оснащены двумя двигателями General Electric, которые, впрочем, в 2021 году в Bell решили заменить на британские Rolls Royce. Они стоят на всех Osprey. Эта замена увеличила мощность с пяти до семи тысяч лошадиных сил и снизила затраты на техобслуживание, а также риски – двигатели проверены годами эксплуатации. Понятно, что от них ждать.
Valor меньше своего предшественника и имеет убирающееся шасси, трехрезервную систему электроуправления и V-образный хвост. Крылья сделаны из полимерного композита, армированного углеродным волокном. Крыло находится на высоте 2,1 метра от нижней точки корпуса конвертоплана, что позволяет солдатам свободно выходить из двух боковых дверей шириной 1,8 метра, а стрелкам – иметь широкий сектор обстрела.
В заявлении, распространенном после того, как Армия объявила о присуждении контракта Bell, пресс-служба Sikorsky распространила пресс-релиз. В компании, по-прежнему, убеждены, Defiant – именно то, что требуется Армии «для выполнения сложных задач сегодня и в будущем». В общем, ошиблись вы, ребята, нет в вас передового мышления, но остается возможность исправиться. Компания Sikorsky намерена участвовать в конкурсе на создание Будущего разведывательного воздушного аппарата (FARA), которым Армия планирует обзавестись тоже до 2030 года.