Posted 6 декабря 2022, 14:34

Published 6 декабря 2022, 14:34

Modified 23 декабря 2022, 13:55

Updated 23 декабря 2022, 13:55

Изображение материала

В России презентовали еще одну замену Instagram*. Есть ли будущее у новых соцсетей?

6 декабря 2022, 14:34
Фото: 1mi
За последний год в России появилось сразу несколько проектов, которые должны заменить ушедшие из страны западные соцсети, а так же потеснить отечественных гигантов. «Новые известия» попытались разобраться, для кого создаются эти социальные сети, и могут ли они добиться успеха.

Александр Дыбин

Сегодня презентовали новую социальную сеть LOOKY, которая должна стать аналогом заблокированного в России Instagram*. Над проектом работала команда, которая создавала он-лайн кинотеатры tvigle и "Амедиатека". Как рассказал руководитель новой соцсети Егор Яковлев, за 2022 год в разработку вложено 160 миллионов рублей. При этом инвесторы не называются. LOOKY получат функционал, схожий с прототипом, а так же возможность полностью перенести свой аккаунт с названием, подписками и всем контентом.

«Наша соцсеть должна заменить Instagram* и все вещи к которым привыкли пользователи, - сообщил Яковлев. - Люди потеряли контент, канал общения с аудиторией. Блогеры потеряли коммуникационный канал, через который зарабатывали, крупные бренды потеряли важный канал коммуникации. На российском рынке Instagram* использовался большим количеством малого бизнеса. До блокировки этой соцсетью пользовались порядка 40 млн россиян. После запрета аудитория сократилась в 2,5 раза, а те, кто остался используют ее на 30% меньше. Прямые потери малого бизнеса, связанные с уходом составили более 110 млрд рублей. Уже были попытки замены, но по ряду показателей все они не успешны. Российские древние соцсети ожидали, что к ним придет значительная часть аудитории. Но выяснилось, что они не подходят с точки зрения интерфейса и коммуникации с аудиторией. Потребность в такой соцсети, как Instagram*, не ушла с рынка, а даже выросла, люди ищут замену».

Кроме привычного функционала пользователи LOOKY получат возможность ставить ссылки на внешние ресурсы в постах, а так же встроенную программу лояльности и возможность донатов. Сейчас в соцсети 90 000 пользователей, но в ближайшее время команда надеется набрать 6,5 млн юзеров.

Имя им легион

О проектах для замещения западных соцсетей говорят уже давно. Периодически анонсируются «убийцы» Facebook* и Instagram*. Но в 2022 году разговоры перешли в практическую плоскость. На фоне СВО в России были заблокированы соцсети Facebook* и Instagram*, а их владелец компания Meta* была признана экстремисткой и запрещена. Другая популярная сеть китайский TikTok сама прекратила деятельность в России и запретила выкладывать контент. Это дало толчок сразу нескольким проектам.

Яrus появился еще в 2021 году и продолжает работать и сейчас. Проект похож на агрегатор контента: постов от блогеров, новостей СМИ, видео с различных хостингов, событий и музыки. А судя по просмотрам постов на главной странице больших охватов у соцсети пока нет.

Проект Pabliko представляет из себя платформу для текстовых публикаций, который собираются в тематические блоки.

Yappy - это русский аналог TikTok от «Газпроммедиа». Об этой сети много говорят, ее активно рекламируют.

Tenchat ориентирован на экспертов и бизнес, здесь можно искать партнеров, работу, клиентов. Проект бурно рос в конце прошлого, начале этого года, особенно на фоне сложностей с Facebook*. Но сейчас явно замедлился.

Fiesta и Limbiko (который сменил имя на Rekee) – два проекта, которые позиционировались как замена Instagram*, но большой популярности у них пока нет. В этом же ряду и проект «Росграм», который вообще не пошел дальше анонсов и до сих пор не представлен публике. А на сайте указано, что все предложения скачать «Росграм» - это действия мошенников. Не лучший старт для соцсети. В этом ряду стоит отметить и проект «Грустнограм», который автоматически делает все добавленный фото черно-белыми, он задумывался не как стартап, а скорее как шутка и сейчас живет как инди-проект.

«Старички» не спешат подвинуться

Рассуждая о том, как новые соцсети могут получить аудиторию запрещенных проектов, часто забывают, что в России есть собственные социальные медиа, которые от ухода конкурентов только выигрывают и сами не прочь забрать «освободившуюся» аудиторию. По данным исследования агентства Brand Analytics, главными выгодоприобретателями стали «Вконтакте» и «Телеграм». Они за последний год приросли больше всего.

Фото: br-analytics.ru

«В октябре 2022 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 62,2 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений — постов, репостов и комментариев, - говорится в исследовании, - несмотря на запрещение после начала СВО зарубежных соцсетей, а также самоцензуру TikTok, число авторов соцмедиа в России в октябре 2022 года снизилось по сравнению с октябрем 2021 года незначительно — на 6%. При этом объём создаваемого авторами за месяц контента значительно вырос: рост составил 36%. Наибольший вклад в рост месячного объёма контента соцмедиа внёс Telegram».

Фото: br-analytics.ru

ВКонтакте вернул себе лидерство по числу авторов и снова стал соцсетью №1 в России. Одноклассники тоже поднялись в рейтинге с третьего места на второе.

Серьезно на «малышей» не смотрят

Социальные сети – это не только друзья, фотографии и лайки, это еще и про деньги. Как на новичков рынка смотрят потенциальные заказчики? По словам опрошенных «Новыми известиями» экспертов, запросов на продвижение компаний или брендов в новых соцсетях пока исчезающее мало. Какие-то проекты слишком малолюдные, где-то вообще нет подходящего функционала.

«Пока за все это время был только один запрос по поводу Tenchat, разметили там одного из клиентов в качестве экспертов, - рассказала PR-специалист из Иркутска. - Запрещенные соцсети вроде бы ушли, но с ВПН все работает. Даже блогеры, для которых – это хлеб, не торопятся осваивать «Вконтакте». Рекламодателям по прежнему интересны Instagram*, Телеграм и ВК. Никаких новых проектов. Даже несмотря на постоянные угрозы заблокировать YouTube, по-прежнему есть запросы на продвижение там. Люди даже архив не выкачивают, чтобы в случае чего переместить его на другие площадки».

В информационном пространстве из новеньких чаще всего упоминаются три соцсети Tenchat, Yappy и Яrus. По словам директора SMM-агентства, автора книги «TikTok без танцев» Рената Янбекова, у проектов есть сильные и слабые стороны.

«Tenchat удачно стартовал, потому что продвигался через лидеров мнений в Facebook*, они набрали хорошую аудиторию, там нет обывателей, оболтусов и проходимцев, а есть платежеспособная аудитория, которая знает, чего хочет: прибыли, полезных контактов, - говорит эксперт. – Сильная сторона – это алгоритм «Зевс», который оценивает контент и показывает его тем, кто этой темой интересуется. Но есть слабое место. Они не смогли набрать более 2 млн пользователей и в этом плане отстают от других платформ, продвигаться в нем можно, но вы быстро достигнете потолка аудитории. Yappy имеет самую большую поддержку, в нем продвигаются даже фильмы и госпроекты. Создатели не жалеют денег на рекламу, кроме того там щедрая монетизация, они предлагают контракты блогерам, чтобы они публиковались в этой соцсети. Были данные о 8 млн пользователей и это похоже показатели TikTok. Когда он бурно рос в России, у него тоже было на пике 8 миллионов. В принципе Yappy может повторить этот успех. Но у него сыровата технологическая база, много глюков, пользователи сталкиваются с техническими трудностями. Если TikTok вернется в ближайший год, то он быстро вернет свои позиции».

С соцсетью Яrus все сложнее, так как, создатели, похоже сами до конца не понимают, кома адресован этот продукт.

«В одном месте написано, что это уютная соцсеть, в другом, что это соцсеть для друзей, в самих пресс-релизах компания не дала простой ответ: доля кого эта платформа? – говорит Ренат Янбеков, - периодически рекламодатели спрашивают о продвижении в Tenchat. Но там нельзя создавать бизнес-страницы, кроме того там нет таргетированной рекламы, так как мало пользователей и неоткуда брать данные. Иногда мы рекомендуем использовать эту соцсеть для замещения у блогеров, это может дать хорошие результаты. Про Yappy почти не спрашивают».

До первого штрафа

Интересно, что у бизнеса не пропадает интерес к продвижению товаров или компаний в запрещенных социальных сетях. Еще до признания экстремистскими они сами закрыли рекламные кабинеты российских пользователей. Но этот момент смогли обойти. Таргетированную рекламу заказывали через иностранные аккаунты, как правило Казахстанские. Некоторые даже оформляли резидентство этой страны, чтобы иметь возможность платить от имени юрлица. Но после признания Meta* экстремисткой, все транзакции в ее пользу стали вне закона. Кроме того, вступил в силу закон о маркировке рекламы, который запрещенные соцсети не исполняют. Однако, по словам опрошенных «Новыми известиями» экспертов, прецедентов, чтобы кого-то оштрафовали за рекламную кампанию в Facebook* или Instagram*, пока не было.

«Есть два основных закона, которые регулируют этот момент, закон о маркировке и указ о признании Meta* экстремисткой организацией, - сообщил Ренат Янбеков, - были разъяснения от Роскомнадзора, что можно пользоваться этими платформами, за ведение страниц, тем более в некоммерческом плане, санкций последовать не может. Но запрещено спонсировать, то есть при попытке перечисления денег, запуска таргета точно будет штраф или иные меры наказания. Но многие практикуют заказ рекламы у блогеров и тут нет официальных комментарием, считается это нарушением или нет. Так же нет прецедентов, все делают это на свой страх и риск. Но в целом рынок выражает надежду на то, что соцсети вернутся, так как они были очень эффективны для малого и микробизнеса, который сильнее всего пострадал от блокировок».

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская