Начало действовать европейское эмбарго на поставки сырой российской нефти морским путем, а также введен потолок цен на неё со стороны стран G7, ЕС и Австралии в размере 60 долларов за баррель.
На мой взгляд, введенный потолок является скорее средством унижения Кремля, чем экономическим давлением.
Предполагаю, что РФ уйдет в отказ от поставок нефти по ценам потолка. После этого в середине января на запланированной корректировке нефтяных цен ЕК примет предложение Польши, Балтии и Украины установить верхнюю границу стоимости российской экспортной нефти на еще более низком уровне. Скорее всего, в районе 40 долларов.
И вот уже эта планка действительно может болезненно сказаться на российском бюджете. Потому что, если считать грубо, вся себестоимость российской нефти, включая налоги, FOB Черное море лежит в районе 50 долларов. Так что 60 долларов- вполне комфортная цена для нее на сегодня. Примерно в этом коридоре Urals торговалась и перед началом эмбарго.
В конце прошлой недели агентства Argus Media и Platts сообщали, что в портах Приморска и Новороссийска российскую нефть Urals отгружали по 52 доллара за баррель. В Приморске цена опускалась до 45,31, а в среду составила 48 долларов за баррель, по данным Argus Media.
При этом надо понимать, что «страны потолка» российскую нефть с сегодняшнего дня больше не покупают. Ни по какой цене. Есть небольшая брешь для Чехии и Венгрии, им разрешено получать ее по трубопроводу. Это примерно 300 тысяч баррелей в сутки.
Но один миллион баррелей ежедневно теперь РФ теряет. Этот обьем покупали ЕС и компания.
Потолок в 60 долларов установлен сейчас для того, чтоб РФ могла, приняв его, поставлять излишек нефти на восток. И чтоб этот потолок не привел к взрыву нефтяных котировок.
Напомню, теперь по цене до 60 долларов за баррель греческие и другие танкеры могут застраховать свой груз в том же Ллойде или у других мировых гигантов. При покупке же российской нефти по цене даже на цент выше потолка легальный танкерный флот ее не сможет перевозить- страховки не будет.
Впрочем, Москва все это время тоже не ждала у моря погоды. Россия путем прямых или косвенных закупок собрала флот из как минимум 103 танкеров, чтобы обойти западные ограничения на продажу российской нефти после вторжения в Украину.
Как пишет Financial Times со ссылкой на судоходного брокера Braemar и консалтинговую компанию Rystad, так Москва собирается сохранить поток нефти в Индию, Китай и Турцию — страны, которые станут крупнейшими покупателями российских углеводородов после введения нефтяного эмбарго.
Покупая собственные суда, Россия пытается обойти санкции ЕС и G7. Ограничения запретят страховщикам, таким как Lloyd’s of London, обслуживать суда, перевозящие российскую нефть, если ее будут продавать без учета ценового потолка.
На этом фоне на рынке резко выросло количество анонимных или новых покупателей 12-15-летних танкеров. Такие суда, как ожидается, должны будут утилизировать в ближайшие несколько лет…
Ход кажется сильным, но проблема в том, что Турция отказалась пропускать через проливы танкеры без международной страховки, а Китай и Индия опасаются принимать нефтевозы, застрахованные в «левых»компаниях, в свои порты.
В итоге Кремлю, скорее всего, придется принимать «потолок» или сокращать добычу нефти. Так уже получилось с российским газом: после отказа от него Европы «Газпром» был вынужден на 20-25 процентов снизить добычу «голубого топлива». И вряд ли в обозримом будущем у него есть перспектива вернуть даже часть утерянных объёмов.
Но газ это не главный кремлевский кормилец. Нефть - кормящая мать Москвы. И теперь она теряет, как минимум, один из каждых семи миллионов баррелей ежедневного экспорта нефти в сутки. А другие 6 миллионов пойдут в продажу с потолочным дисконтом.