Posted 6 декабря 2022, 09:23
Published 6 декабря 2022, 09:23
Modified 23 декабря 2022, 13:55
Updated 23 декабря 2022, 13:55
Статистика и оценки состояния российской экономики за 10 месяцев 2022 года и, в частности, за октябрь, достаточно оптимистичны для страны, ведущей боевые действия в условиях внешнеторговых ограничений и платежной блокады, считают эксперты аналитического канала «Незыгарь». И приводят свои доводы для такого заключения:
Индекс выпуска товаров и оказания услуг по базовым видам экономической деятельности замедлил падение (в октябре (-) 3,2% год к году сравнительно с сентябрьским (-) 3,6%. С начала года этот показатель составил (-) 2,6%, меньше сокращения ВВП (-4,4%) что свидетельствует о перестройке экономики в пользу реального сектора за счет финансово-посреднического сегмента. Но и ВВП замедлил падение на 0.1% в октябре против сентября. По предварительным оценкам в ноябре тенденция на стабилизацию и последующий рост продолжилась.
Уникальность ситуации в том, что положительный экономический тренд сформирован в период, когда по разным оценкам Россию покинуло от 700 тыс до 1 млн 300 тыс трудоспособных граждан мобилизационного возраста или примерно 1, 1,5% активного трудового населения. Одновременно нарастали постсанкционные последствия — падение экспорта и ограничения в импорте.
Сочетание этих двух факторов по формальной логике должно было увеличить минус в ВВП и сократить материальное производство. Реальный зеркальный результат можно объяснить двумя причинами: за рубеж переместились в основном лица, занятые в теневых посреднической и финансово-спекулятивной сферах, не производящие реальный продукт. Их отъезд никак не сказался на экономике, более того, высвободил дополнительные ресурсы вследствие снижения числа потребителей и соответственно потребляемых ими материальных благ. Внешнеторговые ограничения позволили перенаправить часть экспорта на нужды структурной перестройки, увеличив предложение на рынке моторного топлива, минеральных удобрений, металла и металлоизделий и стимулируя рост производства и уменьшение его себестоимости.
Главный фактор относительно благополучного положения в экономике обусловлен повышением роли государства как ядра экономики через развитие целевого финансирования в рамках стратегического планирования в форме национальных проектов. Усилив налоговый пресс на олигархические экспортоориентированные группировки, правительство Мишустина-Белоусова увеличило на 45% год к году бюджетные инвестиции в реальный сектор экономики. Приоритетными стали строительство как основа новых производственных мощностей — вследствие льгот и преференций отрасль выросла на 9,6% в октябре и на 5,8% за 10 месяцев. И сельское хозяйство в качестве базовой потребительской и экспортной отрасли - плюс 4.2% в октябре и 5% за десять месяцев.
Интенсифицировать нарастающим итогом инвестиции в материальное производство сверх бюджетных ограничений и резервного фонда правительства возможно, используя потенциал финансово-кредитной системы (около 74 трлн руб средств населения и юридических лиц). В этом варианте по расчетам экспертов РАН возможен выход на 4,5%-5% роста реального ВВП, очищенного от фиктивной спекулятивной стоимости, уже к концу 2023. Однако для этого необходимо изменить статус регулятора и ориентацию банковской системы исключительно на получение денежной прибыли. (один из прецедентов -система мусульманского или православного банкинга, свободных от нормативов МВФ)