Posted 3 декабря 2022, 15:27

Published 3 декабря 2022, 15:27

Modified 3 октября 2023, 18:38

Updated 3 октября 2023, 18:38

Глаза эпохи: кто снимал советские фильмы, вошедшие в историю

3 декабря 2022, 15:27
Ирина Мишина
26 сентября выдающийся российский и советский оператор Анатолий Мукасей получил премию за вклад в развитие кинематографа. Награждение прошло в рамках кинофестиваля «Киновече» в Твери. Операторы не попадают в кадр, но этот самый кадр без них невозможен.

Оператор — это тот человек, глазами которого мы видим происходящее на экране. Благодаря представителям этой профессии реализуются замыслы режиссеров и сценаристов. Кто они, те самые создатели кадра, которые открывают для нас мир кино?

Анатолий Мукасей (род. 1938)

Работал оператором на таких известных и любимых фильмах, как «Дайте жалобную книгу» (1964), «Берегись автомобиля»(1966), «Большая перемена» (1972), «Чучело» (1985), «Гардемарины»(1992). Работал с Эльдаром Рязановым, Роланом Быковым, свое супругой — режиссером Светланой Дружининой.

Анатолий Михайлович снимался в качестве актера в фильмах «Сватовство гусара», «Сержант».

Анатолий Мукасей — заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии.

Сергей Урусевский (1908–1974).

Сергей Урусевский — не только человек, вошедший в историю как оператор культового фильма «Летят журнавли». Он — фронтовик.

В 1941–1942 годах Сергей Урусевский служил в составе киногруппы Северного фронта, также снимал материалы для различных киножурналов. В 1943-м вернулся на «Союздетфильм», восемь лет спустя перешел в «Мосфильм».

В качестве оператора участвовал в создании таких известных кинокартин, как «Сельская учительница», «Урок жизни», «Сорок первый» (по одноименному произведению Бориса Лавренева), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Самой известной работой Сергея Урусевского стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли», созданная по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» в 1957 году. Фильм стал единственной советской полнометражной лентой, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. На съемках этой картины Урусевский впервые применил ряд технических новшеств, например круговые рельсы, которые позволили снять знаменитую сцену с кружащимися березами. Операторская работа в фильме также была отмечена в Каннах — она удостоилась приза высшей технической комиссии Франции.

Сергей Урусевский также работал с Калатозовым над лентой «Неотправленное письмо». Премьера картины состоялась в 1960 году.

Игорь Слабневич (1921–2007)

Стал известен во многом благодаря картине «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, получившей премию «Оскар» как лучший фильм 1980 года на иностранном языке.

Слабневич — участник Великой Отечественной войны, принимавший участие в Сталинградской битве. После демобилизации в 1946 году пошел работать механиком синхронной аппаратуры. В 1948-м поступил на операторский факультет ВГИКа, который с отличием окончил пять лет спустя. Свой дипломный фильм Слабневич снял совместно с режиссером Василием Ордынским. Впоследствии они неоднократно работали вместе, в том числе над картиной «Человек родился», которая стала одним из лидеров советского кинопроката 1956-го. В том же году на экраны вышел фильм «Сын», он стал началом многолетнего сотрудничества Слабневича с кинорежиссером Юрием Озеровым. Впоследствии совместно с режиссером Юрием Озеровым оператор Игорь Слабневич снял несколько масштабных картин о Великой Отечественной войне. Самой известной стала эпопея «Освобождение», состоящая из пяти фильмов, снимавшихся с 1967 по 1971 год. Помимо СССР, в съемках участвовали Югославия, Италия, Польша и ГДР. В батальных сценах было задействовано 3 тыс. солдат и около 150 танков. «Освобождение» показывали на экранах в 125 странах мира, фильм посмотрело свыше 400 млн зрителей.

Вадим Юсов (1929–2013)

Этот оператор вошел в историю как снявший с режиссером Андреем Тарковским такие шедевры мирового киноискусства, как «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966) и «Солярис» (1972).

После окончания операторского факультета ВГИКа Юсов начал работу на студии «Мосфильм». Его первой работой с Андреем Тарковским стала лента «Каток и скрипка»(1960 год).

Вадим Юсов работал и с другими знаменитыми советскими режиссерами — Георгием Данелией (картины «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Паспорт») и Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»).

Вадим Юсов работал в кинематографе и как сценарист. В двухсерийном фильме «Чисто английское убийство» он выступил и как автор сценария.

Юсов награжден Государственной премией СССР, званием народного артиста России и тремя статуэтками «Ника». Его операторская работа в «Черном монахе» — первой полнометражной картине Ивана Дыховичного — удостоилась приза Венецианского кинофестиваля.

Константин Апрятин (1937–2002)

Получил известность как оператор популярных фильмов «Приключения электроника» (1979, за этот фильм Апрятин получил Государственную премию СССР) и «Чародеи» (1982).

В 1962–1967 годах Константин Апрятин прошел обучение на кинооператора во ВГИКе и уже в 1969-м участвовал в съемках полнометражного фильма «Пиросмани». В 1970-м Константин Викторович Апрятин стал кинооператором-постановщиком в творческом объединении «Экран». Он приложил руку к созданию ряда известных художественных лент. Сотрудничал с режиссером Леонидом Бромбергом. Был оператором в трех его картинах. Также Константин Апрятин срежиссировал короткометражный фильм «Суббота и воскресенье» (1992).

Владимир Нахабцев (1938–2002)

Вошел в историю как оператор многих известных и любимых фильмов. Среди них «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), за которую получил Государственную премию СССР. Также он снимал «Служебный роман» (1977), за которую получил госпремию РСФСР имени Братьев Васильевых.

Нахабцев дебютировал вторым оператором на съемках картины «Гусарская баллада» (1962) Эльдара Рязанова. В сотрудничестве с этим режиссером он снял в общей сложности восемь фильмов, которые имели огромный успех в отечественном кинопрокате. Среди них: «Берегись автомобиля» (1966), «Гараж» (1979) и другие.

Кроме того, Владимир Нахабцев сотрудничал с Марком Захаровым — работал над его фильмами «Тот самый Мюнхгаузен» (1980), «Формула любви» (1984) и «Убить дракона» (1987). Нахабцев также был оператором у таких режиссеров, как Александр Митта, Алла Сурикова, Исаак Фридберг.

Владимир Нахабцев удостоился почетных званий заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР. Владимир Дмитриевич Нахабцев преподавал во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Подпишитесь