Ракетные удары по критической инфраструктуре Украины заставляют пользователей социальных сетей вспоминать точно такие же события разных лет. И в первую очередь, бомбежки американской армией систем энергоснабжения во время войны в Корее (1950-1953), во Вьетнаме (1964-1975) и Ираке (1990-1991).
Журналист Владимир Тодрес, путешествующий по Непалу, пишет по этому поводу: «В Верхнем Мустанге в домах нет отопления. Есть чугунная печурка, вокруг которой сидят вечером, когда с заходом солнца температура падает с 20+ до нуля и ниже. Потом идут спать - кто под груду одеял, кто в спальник с температурой комфорта 0 по Цельсию. Наутро на окнах - ледяная корка с внутренней стороны. Поэтому местные часто спят в одежде, а умываются утром и вечером, наоборот, редко. По ним это видно. (Туристы тоже так, но они - пару недель, а местные - всю жизнь).
Впрочем, с утра выходит солнце, и между 8 и 9 утра окружающая температура опять 20+.
Ты снимаешь лишние слои одежды и думаешь о том, что в Киеве, Харькове и Житомире хоть солнце и вышло, но теплее все равно не становится, никаких 20+ не жди, потому что поздняя осень. И своей шкурой еженощно понимаешь, что такое «удары по стратегической инфраструктуре».
Да, в соответствующих войнах Штаты разрушили национальные системы электроснабжения Кореи, Вьетнама и Ирака на 90%. Но в этих странах заметно теплее, чем в Украине. А начинается зима…»
Интересно в этой связи, что американский военный исследователь Томас Гриффитт, на выводы которого ссылается журналист Максим Трудолюбов, проанализировал результаты этих бомбардировок с точки зрения атакующей армии. По его оценке, результат для США в первых двух войнах был минимальный, в случае Ирака — неопределенный…
Так, в 1952 году американцы разбомбили все, кроме двух электростанции Северной Кореи, лишив эту часть страны 90% электроснабжения. Блэкаут длился две недели. СССР и Китай отправили ремонтные бригады, поставили генераторы, наладили поставки электричества со своей территории, северокорейцы начали работать в три смены на тех предприятиях, где электроснабжение сохранилось. Как мы знаем, сломить сопротивление северокорейцев не удалось.
Во Вьетнаме американцы уничтожили 85% электроснабжения Северного Вьетнама в 1967 году, а потом еще раз в 1972. Обе акции привели к сплочению населения, увеличению помощи со стороны (от тех же Китая и СССР), не сказались на боеспособности вьетнамских сил и крайне отрицательно повлияли на отношение к правительству США как в самой стране, так и в мире.
В Ираке уничтожение электроснабжения было частью мощной волны бомбардировок.
До 70 тыс. человек погибло только от болезней, связанных с загрязнением системы водоснабжения. Все это повлияло на имидж США в регионе и в итоге не позволило — при всей боевой мощи — выиграть мир на Ближнем Востоке.
В 2003 году американцы относились к энергосетям Ирака осторожнее и старались лишь «временно выводить их из строя». Впрочем, опять-таки, выиграть мир им это не помогло.
Автора делает вывод, что результат американцами достигнут не был, поскольку атакуемой стране было кому помогать. Более того, поставки оружия и боеприпасов со стороны союзников в таких случаях только ускорялись, а вот политические последствия такой тактики вполне могут перевесить военные.
Как не вспомнить тут еще один, совсем недавний подобный же случай, когда украинские диверсанты поздней осенью 2015 года совершали подрывы опор линии электропередачи, так что полуостров оказался почти полностью обесточен: без света оставались 2 миллиона человек, а также больницы, школы, детские сады, магазины, предприятия и другие объекты. И точно так же, как и сегодня в Украине, в Крыму были развернуты городки жизнеобеспечения и пункты обогрева. А весной 2016 года после запуска всех четырех цепей энергомоста Кубань-Крым, построенного за рекордные шесть месяцев, полуостров стал полностью обеспечен электричеством.