Александр Сычев
По сути дела, именно это означает инициатива компании отправить украинской армии барражирующие малогабаритные бомбы GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb). Впрочем, помимо испытаний существует и чисто коммерческая мысль в головах руководства корпорации – компенсировать понесенные затраты.
А потратился Boeing изрядно. Ведь заниматься по собственной инициативе разработкой ракетного комплекса GLSDB наземного пуска корпорация начала в 2011 году. Тогда, после подписания международного соглашения о запрете кассетного оружия, на складах по всему миру осталось не у дел более 30 тыс. штук американских авиабомб. На часть установили крылья, систему наведения и сменили запрещенную боеголовку. Но большая часть так и лежит на складах.
Еще тогда в корпорации смекнули, что рынок огромен, и многие, прежде всего, США захотят по дешевке обрести высокоточное оружие наземного запуска. В 2019 году к усилиям Boeing присоединилась шведская группа Saab AB, потом норвежцы. Но Пентагон продолжал делать ставку на новые разработки высокоточного оружия, которые ведут другие компании.
В корпорации загрустили, но истощение арсеналов Запада, наметившееся из-за обильной военной помощи Украине, заставило американское оборонное ведомство искать резервы. К тому же в Вашингтоне не готовы удовлетворить просьбу Киева, передать ракеты ATACMS, дальность действия которых достигает 300 километров. В Вашингтоне, хоть и не признают публично, но уверены, что украинские военные не преминут использовать их не только против Крыма, но и важных целей, расположенных в Центральной России, ближе к Москве. А такое применение, несомненно, повысит вероятность втягивания США и Запада в вооруженный конфликт с Россией со всеми неприятными последствиями.
Планирующие бомбы с дальностью действия до 150 километров, по вашингтонским расчетам, не приведут к такому развитию событий. Но сомнения все же существуют, и Вашингтон взял паузу.
К тому же Boeing предлагает Пентагону повторить не очень законный финт, который один раз уже использовался для организации срочных поставок Киеву ракет Harpoon – отказаться от раскрытия цены, что освобождает подрядчика от необходимости проводить тендер.
Если предложение Boeing будет одобрено, то, при удачном использовании боеприпаса, на нем можно будет неплохо заработать. Сегодня все потенциальные покупатели внимательно следят за тем, какие результаты дает применение в Украине того или иного оружия. Реклама – двигатель торговли.
Поставки GLSDB Киеву могут начаться ближе к весне будущего года. Дело в том, что на данный момент произведено всего несколько штук. Наладить производство, хотя новые технологии и комплектующие (все уже существует) и не требуются, без поддержки Пентагона и соответствующих госинвестиций в компании не смогут. К тому же, от военного ведомства потребуется создание приемлемых условий для ускорения работы, по крайней мере, еще шести поставщиков компонентов и услуг.
GLSDB представляет собой модификацию авиационной управляемой бомбы малого диаметра GBU-39, которые военно-воздушные силы США используют с сентября 2006 года. Длина авиабомбы составляет 1,8 метра, диаметр корпуса – 19 сантиметров. Она оснащена раскладывающимися в воздухе крыльями, которые позволяют планировать. Начальная горизонтальная скорость GBU-39 равна скорости самолета в момент сброса. Если носителем является сверхзвуковой истребитель, то, соответственно, начальная скорость боеприпаса может превышать 2 Маха.
В украинском же случае боеприпасы наземного запуска, как полагают в корпорации Boeing, если и не изменят ситуацию на фронте, то хотя бы позволят точно оценить достоинства и недостатки оружия. К тому же увеличение дальности поражения почти в два раза по сравнению с ракетами РСЗО HIMARS позволит наносить удары по более отдаленным линиям обеспечения российских войск, а также по территории Крыма.
Соединение планирующей 120-килограммовой авиабомбы с твердотопливным двигателем от артиллерийской ракеты М26 калибра 227 миллиметров позволяет запускать боеприпас из реактивной системы залпового огня M270 и ее вариантов, а также из M142 HIMARS. РСЗО всех вариантов в Украину Соединенные Штаты и их союзники уже поставили.
На этапе разгона ракетный двигатель выводит боеприпас на необходимую высоту и задает нужную скорость полета. После отделения разгонного блока раскрываются крылья, и бомба планирует к цели. Для наведения она использует существующую инерциальную навигационную систему, основанную на GPS. Боеприпас обладает высокой точностью попадания. Отклонение составляет около метра. По утверждению инженеров компании Saab, боеприпас устойчив к помехам, которые могут создавать средства радиоэлектронной борьбы.
Комбинированная проникающая и фугасно-осколочная боеголовка подрывается программируемым электронным взрывателем. Оружие может быть настроено на подрыв над землей для поражения живой силы противника или с задержкой для глубокого проникновения в укрепленные объекты. Боевая часть GBU-39 способна пробить 90 сантиметров железобетона.
Корпорация Boeing свои работки вела для шестизарядных пусковых установок. Однако существует и другой вариант – девятиметровые контейнеры, который могут быть установлены на бортовом грузовике. Такой способ запуска нового боеприпаса в свое время корпорация предлагала вооруженным силам Финляндии.