Posted 29 ноября 2022, 08:01
Published 29 ноября 2022, 08:01
Modified 7 марта, 11:54
Updated 7 марта, 11:54
Иван Зубов
Как известно, в прошедшие выходные в Китае начались масштабные выступления против ковидных локдуанов. Поводом для них послужила гибель по меньшей мере 10 человек в результате пожара в одном из жилых домов в Урумчи. Местные жители считают, что погибшие не смогли вовремя покинуть здание из-за закрытых в рамках антиковидных ограничений дверей. Демонстрации идут и в ряде университетов и студенческих городков страны. Некоторые аналитики уже сравнили с событиями на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года, когда китайские власти жестоко расправились с протестующими студентами, наслав на них танки. Пишут, что это первые общекитайские протесты за всё время существования КНР, охватившие как минимум десять городов, включая три крупнейших, Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Демонстранты даже призывают уйти в отставку Си Цзиньпина.
Американское посольство в Пекине уже призвало всех граждан США, находящихся в Китае, иметь 14-дневный запас лекарств, бутилированной воды и продуктов питания для себя и всех членов семьи.
В сообщении указывается, что власти Китайской Народной Республики расширили ограничения по профилактике COVID-19 и меры контроля во время возникновения вспышек заболевания. Эти меры могут включать карантин по месту жительства, массовое тестирование, локдаун, перебои в работе транспорта и возможное разлучение семей.
Аналитики активно обсуждают эти события. Так, политолог Остап Кармоди считает, что у нынешних протестов есть перспективы перерасти в антикоммунистические бунты:
«Все годы начиная с 1989 цензура в Китае была направлена не столько на затыкание голосов, идущих в разрез с линией партии — на это цензоры часто смотрели сквозь пальцы — сколько на жесточайшее пресечение любых попыток неформального объединения граждан. Любые попытки созвать негосударственный митинг, даже если это был митинг в поддержку государственной политики, мгновенно подавлялись. Как видим, на этот раз это не сработало. Пишут, что в одном из городов массовый митинг самоорганизовался вокруг одной-единственной студентки, стоявшей перед обкомом и кричавшей «Демократия! Правовое государство! Реинтеграция в мировое сообщество!»
Аналитик Александр Баунов тоже отмечает рост протестных настроений в китайском обществе:
«Интересно, что тип этот протестов тот самый, которому большинство образованных граждан не сочувствовало ещё год, не говоря два назад — против ковидных ограничений, а тут сочувствуют…»
Политолог Николай Вавилов считает, что китайские власти сами спровоцировали эти события:
«То, что сейчас происходит в Китае - это с одной стороны очевидно управляемый сетецентричный протест с очевидными политическим целями, но с другой стороны он не возник ниоткуда - почти три года абсолютно нерациональной изоляции знатно повысили градус раздражения…»
Политолог Вадим Гончаров вообще увидел в этих протестах признаки глобального кризиса мировых автократий:
«Итак, начались протесты в Китае. Иран полыхает уже третий месяц. Россия висит на тонкой ниточке государственной мудрости некоего чиновника из АП. А что, если три великие евразийские автократии рухнут одновременно?»
А вот аналитики канала «Китайская угроза» уверены, что китайским властям ровным счетом ничего не грозит:
«На самом деле никто в Китае не хочет ухода компартии и Си, при которых народ живёт уж точно лучше, чем при Мао. Да, хотят немного больше свобод, но полный желудок в данный момент перевешивает…»