«Если говорить о потерянном поколении, то за тридцать, с небольшим, лет, появилась лимбическая система запечатлений, которая связана с цифровыми технологиями.
Она не предусматривает даже религиозной морали. Там этого нет совсем. Там есть алгоритмизированный результат.
Наш мозг – а мозгу абсолютно всё равно, чем заниматься и на чём специализироваться, особенно в детстве – если он что-то видит, он думает, что это биологически важные события, а вдруг вы столкнётесь с синими человечками из «Аватара»?
Поэтому детский мозг может быть ещё более эффективно загажен такими системами – необычными, непривычными.
А сейчас есть такие разговоры о том, что давайте пораньше сдвинем ребёнка в сторону образования – ну, понятно, нужно, чтобы люди быстрее пошли работать и размножаться начали, быстрее брали кредиты на квартиры. И тогда мы тут же получаем эти запечатления, и получаем навсегда. Это такое же запечатление как у уточек Конрада Лоуренса, когда выяснилось, что утка, вылупившись из яйца, увидела его или подушку – ей всё равно, она будет следовать за ним или за подушкой, как за родным существом.
Преодолеть это с возрастом невозможно никак. Вы можете объяснять всё, что угодно, ничего не получится. Это уже потерянные люди. До 7-8 лет. Это в первый раз «потерянные».
Во второй раз – когда уже начинает формироваться кора. Нейронов в этой коре от 9 до 20 млрд, каждый образует связи, в которых мы запоминаем всё. И этих связей на каждый нейронов – от ста тысяч до миллиона.
И они начинают интенсивно образовываться, и в этот момент происходит запоминание, запечатление той социальной структуры, которая существует.
И вот это – основа поведения, дальше его будут только маскировать, имитировать что-то, обманывать родителей и окружающих. И этот период очень коротенький. С 7-8 лет до, примерно, 13-14 лет, до начальной половой дифференцировки. Дальше - половая дифференцировка, и всё – мальчики и девочки, их как выключают из розетки, они вообще утрачивают интерес к жизни и возникает интерес только к размножению.
Всё это тоже биологический процесс, связанный с перестройкой структур мозга, которые берут на себя функции контроля поведения, чтобы люди размножались, вот и всё.
И этот короткий период в пять лет надо использовать. Потому что в этот момент ребёнку закладываются в голову те самые наборы социальных систем отношений, приёмы мышления, многие знания, которые потом, после бурного пика полового созревания, будут востребованы. Тогда голова опять включается, но уже обычно поздно.
Там обычно дети, жёны, первая, вторая, третья, мужья, и уже совсем другая жизнь. И уже воспользоваться мозгом трудно.
А сейчас у нас появились вот эти наладонные удобные штучки, доступные для детей. А мозгу всё равно, откуда потреблять, поэтому дети так хорошо привязываются к этим штукам.
С одной стороны, хорошо, что такая ситуация – есть возможность получить детей с высокими способностями в этой области, но с другой стороны уровень иллюзорности мира у таких детей так высок, что вы им ничего не сможете объяснить.
Если они накопили набор социальных инстинктов, полученных таким способом, исправить вы это никак не сможете. Можно объяснять, ругаться, но это бесполезно».
Целиком выступление Сергея Савельева можно посмотреть здесь.