Posted 28 ноября 2022, 10:44
Published 28 ноября 2022, 10:44
Modified 7 марта, 11:55
Updated 7 марта, 11:55
Как известно крупнейшая IT-компания «Яндекс» утвердила распределение активов между российской и голландской структурами этого холдинга.
Голландская компания Yandex N. V. во главе с основателем «Яндекса» Аркадием Воложем получит лицензии на развитие наиболее перспективных технологических направлений: беспилотные автомобили, облачные и образовательные сервисы, платформа по разметке данных. А в будущем планируется отделение Yandex N.V. от холдинга.
Этот раздел снижает и без того призрачные шансы России на технологическое развитие, утверждают аналитики канала «Кремлевский мамковед» и объясняют, почему:
«В России не осталось места для передовых решений. Всё равно под давлением санкций доступ к зарубежным технологиям и электронным компонентам сильно затруднён, а спрос сильно сократился. Вместо беспилотных автомобилей намного актуальнее Lada Granta устаревшего экологического класса без подушек безопасности, АБС, системы стабилизации и мультимедиа. Отделение Yandex N.V. переориентироваться на западный рынок, работать с эмигрировавшими IT-специалистами и избавиться от российских ограничений.
После раздела и передачи контроля над новой российской структурой менеджменту компании, в состав которого должен войти Алексей Кудрин, у «Яндекса» останется довольно скромная по мировым меркам ниша. После того, как в сентябре «Яндекс» продал VK Владимира Кириенко свои «Дзен» и «Новости», компания потеряла контроль над распространением информации. Помимо поисковика у «Яндекса» остаётся три значимых направления: онлайн-ритейл, доставка еды и транспорт (такси и каршеринг).
Но «Яндекс.Маркет» далеко не самый успешный представитель e-commerce. Несмотря на масштаб и возможности материнской компании, на «Маркет» во II кв. 2022 года пришлось только 5,1% отечественного рынка онлайн-торговли. Столько же занимает, например, далеко не самый популярный ритейлер «Всеинструменты.ру». Сфера доставки готовой еды, которая стала одной из ключевых для «Яндекса» после покупки «Delivery Club», крайне чувствительна к стабильности в стране и настроениям населения. Так число заказов еды в период с 21 сентября по 17 октября 2022 г. снизилось на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Маржинальность сервиса даже в хорошие времена небольшая – порядка 10%.
Транспортные сервисы в свою очередь сталкиваются с дефицитом и высокими ценами на новые автомобили. Например, цена китайского автомобиля JAC JS4, который скоро будет продаваться под маркой «Москвич 3», достигает ₽2,4 млн. Но его надёжность и эксплуатационные расходы не известны. Китайские автомобили сейчас единственные, которые могут оснащаться автоматической коробкой передач, необходимой для такси и каршеринга. И после того, как остатки «Яндекса» фактически перейдут под госконтроль, вряд ли стоит рассчитывать на успешное самостоятельное решение проблем…»