На прошлой неделе в Египте прошла очередная конференция COP27 — ежегодная встреча стран, ратифицировавших Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 года. Традиционно здесь обсуждают стратегии смягчения последствий изменения климата и сокращения парниковых газов, а также вопросы финансовой поддержки более бедных стран в осуществлении энергетического перехода. Самым успешным считается парижский COP21 2015 года, где было подписано соглашение, установившее цель удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 градусов и «приложить усилия» для ограничения роста температуры до 1,5 градуса.
Из года в год на форуме проявляют себя два фундаментальных конфликта интересов, препятствующих принятию эффективного плана действий в борьбе с изменением климата, напоминают эксперты сетевого издания Re-Russia.
Первый отражает различие в позициях богатых и более бедных, развивающихся стран. Развитые страны во время промышленной революции сжигали большое количество ископаемого топлива, в первую очередь угля, из-за чего в атмосфере накопился критический объем парниковых газов. Развивающиеся страны полагают несправедливым требование к ним отказаться от дешевых традиционных источников энергии, которые могут обеспечить им быстрый рост ВВП, и настаивают на компенсациях затрат перехода на чистые источники энергии. Второй конфликт связан с экономическим соперничеством между США и Китаем, которые являются двумя самыми крупными экономиками мира и ответственны за 45% всех выбросов CO2 в атмосферу.
Это соперничество не позволяет ни одной стороне взять на себя дополнительные обязательства из опасения, что это создаст для другой конкурентные преимущества.
Весьма важным итогом COP27 считается достигнутое соглашение о создании компенсационного фонда для бедных стран (США и ЕС в этом году согласились включить в повестку конференции обсуждение этого вопроса). Впрочем, скептики считают, что говорить о прорыве пока рано. В Египте была создана пока только рабочая группа по подготовке предложений к COP28 по созданию компенсационного фонда. Однако осталось много открытых вопросов относительно его структуры и принципов работы.
Достижение рамочной договоренности о создании фонда считается особенно важным, потому что в остальном форум продемонстрировал обострение противоречий в отношении вопроса о скорости перехода и соответствующих обязательств стран и правительств.
Мировой энергетический кризис и перераспределение энергетических рынков, ставшие следствием российской спецоперации в Украине, поставили многие страны перед новыми вызовами. В результате на форуме не было речи о новых обязательствах, наоборот, многие делегации сомневались в выполнимости уже взятых. Спровоцированный СВО энергетический кризис заставил многие страны, в том числе развитые, увеличить потребление угля. Например, по данным американского Института стратегии и политики (The New Lines Institute for Strategy and Policy) в ЕС с февраля по ноябрь 2022 года использование угля для генерации электричества выросло на 8%.
Таким образом, кризис, связанный с выпадением значительной части поставок российского газа, усилил позиции производителей ископаемого топлива. Недостаток газа на мировом рынке будет ощущаться в течение нескольких лет, и представители нефтегазового сектора располагали на СОР27 убедительными аргументами в пользу увеличения инвестиций в добычу ископаемого топлива. Именно чрезмерный оптимизм в отношении перехода к новой энергии и связанный с этим недостаток инвестиций в добычу придали нынешнему энергетическому кризису такие размах и остроту, считают энергоскептики. Обещание США и 19 других развитых стран прекратить развивать добычу ископаемого топлива в развивающихся странах на прошлом COP26 было преждевременным.
В отличие от Международного энергетического агентства (МЭА), опубликовавшего в октябре сверхоптимистический доклад, предполагавший, что энергетический кризис ускорит переход к новой энергии, на COP27 задавали тон пессимисты. По этой причине из финального документа были убраны формулировки, призывающие к поэтапному отказу от ископаемого топлива. Вместо них добавлен пункт, который призывает к ускоренному развитию энергетических систем с низким уровнем выбросов парниковых газов. В опубликованном в журнале Nature комментарии к форуму утверждается, что такая редакция финального документа позволит нефтегазовым компаниям увеличить добычу природного газа, который считается самым чистым из всех видов ископаемого топлива. Германия во время конференции подписала новый контракт с Египтом на поставку СПГ. Правительства других стран и международные компании изучали проекты в Сенегале, Танзании и Алжире.
В результате COP27 был крайне скептически оценен мировой прессой. По оценкам The Guardian, делегация нефтяного лобби на встрече в Египте была самой многочисленной и насчитывала 636 представителей, на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. АBBC News цитирует главу немецкого МИД из «партии зеленых» Анналену Бербок, которая обвинила в саботаже борьбы с потеплением тех, кто зарабатывает на полезных ископаемых, — коалицию, в которую входят Саудовская Аравия, Китай, Ирак, Иран и Россия.
Для России, занимающей четвертое место в мире по выбросам СО2 и третье по поставкам нефти, сценарий замедления энергетического перехода и призыв к развитию низкоуглеродных источников энергии выглядят вполне позитивно, даже несмотря на утрату европейских топливных премиум-рынков. Впрочем, будет энергопереход более быстрым, как считает МЭА, или более медленным, он в любом случае станет периодом сосуществования старых и новых видов энергии. При этом позиции России на рынках традиционных энергетических товаров значительно подорваны конфликтом с Украиной, а санкции не позволят ей занять те ниши на новых рынках, в которых она имеет конкурентное преимущество и с помощью которых могла бы смягчить последствия энергоперехода для своей экономики.