22 ноября в рамках программы Intelligence в Лондоне прошла дискуссия, основной темой которой был вопрос «Работают ли санкции?». В ней приняло участие четыре именитых профессионала:
- Сэр Саймон Дженкинс, писатель и журналист, автор нескольких книг и в прошлом редактор ведущих газет, в настоящий момент колумнист The Guardian.
- Ричард Коннолли, исследователь института RUSI, автор книг и исследований по экономическим санкциям
- Оуэн Мэтьюс, военный корреспондент, писатель, в прошлом редактор Ньюсвик Moscow, автор множества книг о России.
- Анна Рид, историк, журналист, писатель, в прошлом корреспондент The Economist в Киеве, автор книг по истории России и Украины.
Дискуссия проходила в формате дебатов, где по очереди высказывались мнения в поддержку и против постулата «САНКЦИИ НЕ РАБОТАЮТ».
Зрители могли проголосовать до и после дебатов.
Голосование до дебатов:
34% - Санкции не работают
27% - Санкции работают
39% - Пока не могу решить
Журналисты канала Perevodika выслушали экспертов и тезисно опубликовали их аргументы.
Санкции не достигали успеха и в прошлом – Куба, Северная Корея, Ирак, Сирия, ЮАР, Афганистан. Треть мира сейчас живет под теми или иными видами санкций.
Если считать санкции политическим оружием смены власти, то они этого не достигают. Более того, исследования показывают, что они достигают примерно 20% от планируемых результатов.
Темной стороной объявления экономической войны является то, что она охраняет автократию от войны настоящей, санкции практически всегда заменяют вторжение. Это позволяет режиму не тратить ресурсы на подготовку к настоящей обороне и дает стабильность автократии. Все страны адаптируются к санкциям, и эта адаптация проходит легче в авторитарных государствах.
Такие режимы имеют основной своей целью выживание, и поэтому при сокращении экономики происходит насильственное перераспределение материальных потоков.
Все возможное идет тем, кто поддерживает режим. Тем самым режим становится относительно сильнее, а его противники – слабее. Удивительным образом санкции сейчас являются самым популярным, и самым неэффективным оружием.
Санкции причиняют неприятности власти, однако достигают противоположных результатов по сравнению с их целью. Закрытие границ не дает возможности утечки капитала, в том числе человеческого, что в свою очередь только усиливает власть автократов, и, хотя и лишает их каких-то средств, но не подрывает их власть.
Введение санкций является западной формой войны. Россия объявила о спецоперации в Украине, а Запад объявил экономическую войну России в ответ. И Россия вступила в санкционную войну с Западом. Запад неверно оценивает силу экономической войны, так как судит по себе и своему населению, которое выйдет на улицы, если их жизнь экономически ухудшится. Однако этого нельзя ожидать от населения автократии.
Автократия строится на насилии, а не силе денег. На войне деньги перестают иметь значение. Санкции почти всегда можно обойти. Одно дело, когда санкциям подвергается маленькая и бедная страна, и другое – страна с территорией России, которая может закрыться и быть по большей части автономной. Более того, сильная страна может дать отпор в экономической войне, что и сделала Россия, сначала перекрыв газ, а потом (предположительно) взорвав газопровод.
И санкции России против Запада не менее, если не более эффективны – так как западные правительства, в отличие от автократий, зависят от голоса народа, и для дестабилизации обстановки нужно куда меньше чем в автократии, где люди еще десятки лет могут жить очень бедно, и все равно не протестовать.
Если оценить стоимость санкций для Запада, то они намного превысили стоимость всей военной помощи, оказанной Украине,
Санкции 2014 года должны были остановить Путина от дальнейшей эскалации, но добились совершенно противоположного. Они привели как раз к повышению роли государства в экономике: оно вынуждено было реагировать на санкции и имело повод забрать под свой контроль целые индустрии. Они не ослабили российскую экономику – она плохо себя чувствовала и до санкций. Последние 10 лет практически не было роста. Росла безработица. Сокращалось количество молодого работоспособного населения.
Импорт постоянно падал. Сейчас санкции привели к росту, а не падению цен на нефть. За прошедшие 9 месяцев половина и замороженных активов Центробанка были восполнены, благодаря высоким ценам на энергоносители.
Из-за отъезда большого количества населения уменьшилась безработица. Торговля с Китаем и Турцией существенно выросла. Режим все более окреп и централизовался. Да, страна обеднела, однако люди, поддерживающие режим стали богаче и сплоченнее, и для всех, и богатых и бедных появился единый внешний враг. Какие-то шансы на внутренние изменения полностью исчезли.
Санкции, возможно, не обанкротят страну, однако они ограничивают возможности ее роста. Пострадали одни из самых ценных индустрий – скоростные поезда, оборонный комплекс, авиация. Это помогает сократить возможность перевооружения России. Экономика постепенно приведет страну к хронической бедности и нищете.
Гонка вооружений и цены на нефть уже однажды обанкротили Советский Союз, здесь его ждет та же участь. Весь ВНП России меньше расходов США на оборону.
Санкции позволяют сделать самое главное для запада: удержать Путина от возможностей маневра. Он находится в изоляции, санкции четко очерчивают это, и он не может проводить ни активной внешней политики, ни экономических игр. Окончание зависимости от его энергоресурсов еще больше ослабит его в долгосрочной перспективе.
Но самое главное – у Запада нет выбора. Санкции – выбор прежде всего моральный, а не только практический. Запад не может повторять двуличие 2014 года, когда с одной стороны Германия ввела санкции против России после аннексии Крыма, а через 8 месяцев подписала 100 миллиардный контракт на Nord Stream. Не вводя санкции или отказавшись от санкций Запад сыграл бы по сценарию Путина, который был абсолютно уверен, что Запад продажен, циничен и не беспокоится ни о чем, кроме своего благополучия. Он рассчитывал именно на это, что санкции будут беззубыми и исключат нефть и газ, и жесткость ответа выбила его из седла.
Спецоперация была рассчитана на то, что никто не вмешается, как это было в 2014-м. Сейчас мы видим, что Россия вынуждена продавать Китаю и Индии нефть со скидкой в 30 долларов за баррель. Это убивает российскую экономику при текущих ценах, они имеют минимальную прибыль. Мы замечаем, что и ключевые игроки, по сути, присоединяются к санкциям. Многие частные китайские компании вышли из России. Россия на 12 месте для Китая по объему торговли, а на первых США и ЕС. Поэтому экономическая война приводит важного союзника – Китай, непрямо, на сторону Запада.
Спецоперация в Украине будет выиграна не санкциями, а на поле боя. Отмена санкций не даст никому и ничего, кроме как напитает Путина. Россия большая страна, и санкции не трогают богатых, напротив, делают их богаче, бедные в России привыкли терпеть куда более тяжелую жизнь, а вот на кого влияют санкции – так это на средний класс, который составляет молчаливое большинство элит, а отъезд самых образованных и талантливых – это один из самых сильных ударов для России.
Голосование после дебатов:
48% - санкции не работают
47% - санкции работают
5% - не могу решить