Об этом свидетельствуют данные отчета аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, составленного на основе данных Росстата.
«Во втором квартале 2022 года структура расходов российских домохозяйств в значительной мере стала походить на пандемийную модель потребления. Траты на покупку алкоголя, сигарет и сладостей увеличились по сравнению с прошлым годом на 18,6%», — говорится в сообщении.
Одновременно россияне уменьшили траты на платные развлечения и спорт. Расходы домохозяйств на посещение спортивных и культурных мероприятий уменьшились за тот же период на 26,6%.
«Зато больше денег россияне стали тратить на рестораны, включая доставку готовых блюд на дом — на 15,3%», — указали исследователи.
Больше всего на вредные продукты потратили жители Камчатского края. Из расчета на семью из трех человек в месяц на алкоголь, сладкое и сигареты у них ушло 6480 рублей. Жители Москвы потратили на те же нужды 6230 рублей, Мурманской области — 6030 рублей, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов — 6020 и 5750 рублей соответственно.
Самыми спортивными оказались жители Магаданской области, которые потратили на посещение культурных и спортивных мероприятий по 7250 рублей на семью из трех человек. В Москве аналогичные траты составили 6190 рублей, в Карелии — 5920 рублей, в Челябинской и Московской областях — 4300 и 3460 рублей соответственно.
Наивысшие траты на рестораны и доставку готовой еды смогли позволить себе москвичи 4810 рублей в месяц, Омской области (4130 рублей), Ханты-Мансийского автономного округа (4040 рублей), Санкт-Петербурга (3100 рублей) и Приморского края (3000 рублей).
Ряд исследователей отмечает, что такое изменение линии потребительского поведение может быть реакцией людей на стресс.
Россияне также начали активнее покупать системы видеонаблюдения. Рост составил 84% по сравнению с тем же периодом — январь–сентябрь — минувшего года. Также в этот отрезок времени отмечался повышенный спрос на отказные путевки, покупатели которых передумали отправляться за границу. При этом в октябре упал спрос на арендное жилье. Аналитики связывают эту тенденцию с началом частичной мобилизации в стране.
Ранее сообщалось, что в указанный период существенно возросли траты россиян не только на вредные продукты, дающие кратковременное ощущение радости, но и на приобретение аптечных антидепрессантов. Траты на них выросли более чем на 50%.