Я понял бы логику если бы потолок цен считался по принципу «текущая биржевая цена Brent минус Х». В этом случае при Х меньше дисконтов при продаже в Азию, Россия бы несла незначительные дополнительные потери при продажах в ЕС. При Х существенно больше дисконтов от продаж в Азию, российский экспорт переориентировался бы в Азию, от чего дисконты бы еще выросли и какие-то потери бы Россия понесла (совсем не того масштаба, который анонсировался, но тем не менее).
Еще более логично было бы взимать Х в качестве налога на поставляемую в ЕС российскую нефть. При небольшом Х этот налог бы и правда платили, и его можно было бы направить, например, Украине. На российскую экономику это бы повлияло минимально, но хоть какая-то логика.
Однако они обсуждают потолок в формате фиксированной, не привязанной к текущим котировкам, цифре. И здесь еще можно понять логику предложений Польши по потолку в 30 долларов (кстати, почему не 30 центов?). Понятно, что никто по такому потолку продавать бы не стал, но переориентация поставок в Азию с дисконтами и дополнительной логистикой какие-то потери бы российской нефтяной выручке нанесла.
Но горизонт 65-70? Фиксировано? Какие задачи это в принципе решает? 65-70 это примерно то, что с учетом дисконтов российские экспортеры получают сейчас в Индии. А некоторые долгосрочные контракты и того дешевле. Я думаю, что многие российские нефтяники с удовольствием зафиксировали бы сейчас долгосрочный контракт в ЕС на год по фиксированным 65. А страховку от колебаний цен зашили бы какими-нибудь хеджами с третьей руки.
«Потолок цен» даже в 65 практически ничего не меняет для российского экспорта по текущим ценам и ниже (а они с большей вероятностью будут ниже, чем выше), а при резком росте цены, этот рост компенсирует издержки от переориентации экспорта в Азию.
В общем, мало того, что идея изначально сомнительная, но с таким потолком и вовсе абсурд какой-то.