Posted 24 ноября 2022, 15:31
Published 24 ноября 2022, 15:31
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Виктория Павлова
Бюджетное правило было фундаментом всей финансовой политики государства и даже некоторой иллюзии стабильности. Оно действовало с 2017 года. Тогда Минфин во главе с Антоном Силуановым принял решение, что все нефтегазовые сверхдоходы, то есть прибыль от продажи нефти дороже 40 долларов за баррель (каждый год эта планка повышалась на 2%), должна отправляться в запасы – в Фонд национального благосостояния. Это давало прогнозируемость доходов, которые можно тратить на текущие нужды, обеспечивало стабильность курса рубля, а чтобы ещё и инфляция на давила на людей, средства ФНБ можно было тратить только за пределами РФ.
Так, например, Египет получил льготный кредит на 25 млрд долларов для строительства «Росатомом» АЭС «Эль-Дабаа». Только в 2021 году была сделана робкая попытка направить деньги на развитие экономики России: правительство отобрало 11 инфраструктурных проектов, которые до 2024 года должны были получить из ФНБ 1,6 трлн рублей. Большие запасы, стабильность, незначительное развитие экономики – вот три столпа финансовой политики из «прошлой жизни» страны.
Теперь в новой версии Бюджетного правила вообще нет цены отсечения. Все нефтегазовые доходы в 2023–2025 годах будут отправляться на текущие нужды и латание дыр в бюджете до тех пор, пока не достигнут 8 трлн рублей в течение года. Если до 31 декабря получится заработать больше, тогда эта сумма пойдёт на формирование ФНБ.
С 2026 года эта предельная сумма в 8 трлн рублей должна будет увеличиваться на 4% ежегодно. Заодно в 2023 и 2024 годах будут сняты все ограничения на пополнение федерального бюджета за счёт ФНБ. Приняв такое решение, Минфин признаёт, что привычных источников формирования бюджета в ближайшие году будет катастрофически не хватать. Слишком дорого государству обходятся силовики…
В теории эти 8 трлн рублей в год должны набираться при средней цене на нефть 65-70 долларов за баррель и объёмах добычи 9-10 млн баррелей нефти в сутки. Это необходимый минимум. Пока ситуация выглядит неплохо. Баррель стоит почти 85 долларов (по новому правилу это почти удвоило бы нефтегазовые поступления в бюджет), а добыча держится на уровне 10,9 млн баррелей в сутки. Но уже 5 декабря вступит в силу эмбарго, которое запретит морские поставки нефти в страны ЕС. По оценке МЭА, только эта мера сократит экспорт на 1 млн баррелей в сутки. Ещё на 1 млн баррелей в сутки сократится добыча из-за запрета на поставки в ЕС нефтепродуктов. Нельзя забывать, что страны G7 готовятся ввести ограничение цен на российскую нефть, а вице-премьер Александр Новак в ответ грозит сократить добычу нефти. Вот так уже к февралю 2023 года добыча «черного золота» в России может сжаться до 8,5 млн баррелей в сутки.
Нефтегазовых доходов, заложенных в бюджет на 2023 год, едва-едва должно хватить на выполнение бюджетного правила. В следующем году они снизятся с 11,67 трлн до 8,94 трлн руб. Но это лишь планы, которые зависят от множества факторов. Сейчас, например, ходят слухи о тайных переговорах стран ОПЕК+ об увеличении объёмов добычи нефти. Компенсировать 2–2,5 млн баррелей в масштабах мира, где ежедневно добывают порядка 90 млн баррелей – небольшая проблема. И в этом случае нефть дорожать не будет.
Последняя надежда России - крупнейшие покупатели нефти – Китай и Индия. С учётом того, что Минфин ещё сильнее подсаживает экономику страны на нефтяную иглу, а наполнение вожделенного шприца будет зависеть от Китая и Индии, то вся Россия оказывается в тотальной зависимости у этих стран. Захотят ли Си Цзиньпин и Нарендра Моди по доброте душевной покупать сырьё подороже и помогать правительству РФ выполнять социальные обязательства? Вряд ли. Сильная и своевольная «бензоколонка» никому не нужна. К тому же Индия уже проводила переговоры с США о присоединении к сделке, ограничивающей цену на российскую нефть.
Эпоха накопительства, начавшаяся ещё в 2004 году с появлением Стабилизационного фонда, завершена. Осторожность, с которой Минфин подходил к вопросу трат на развитие экономики, сыграла злую шутку. Теперь у России нет ни возможности создавать запасы, ни инвестировать в развитие экономики. Бюджет на 2023 год такую роскошь не предусматривает.