Posted 23 ноября 2022, 14:16
Published 23 ноября 2022, 14:16
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Александр Сычев
Добиться этого предполагается двумя мерами – продлением срока службы некоторых списываемых подлодок класса Ohio и ускорением поставок новых субмарин класса Columbia.
Обеспокоившая американских моряков ситуация возникла в связи с двухлетней задержкой строительства первой подлодки класса Columbia, которая теперь поступит на флот не ранее 2031 года, если не произойдет новых непредвиденных осложнений. Первоначально строительство ПЛАРБ класса Columbia планировалось начать в 2019 году, чтобы к 2029-му она могла войти в боевой состав ВМС США. Но конструкторские работы затянулись и все еще продолжаются.
Тем временем подлодки Ohio завершают срок своей службы. Их начнут списывать как раз в 2029 году. В результате количество ПЛАРБ в американском флоте может сократиться в лучшем случае до десяти субмарин, из которых какое-то количество будет находиться на плановом ремонте.
«Подводные лодки, как и автомобили, наиболее подвержены поломкам в два периода: когда они новые и выявляются производственные недоделки, — объяснил контр-адмирал Скотт Паппано, — и когда они старые. Компоненты начинают выходить из строя. 2030-е годы станут критическим периодом, когда у нас будут только новые и старые корабли».
В настоящее время ВМС США располагают 14 подлодками класса Ohio, каждая из которых оснащена 20 межконтинентальными баллистическими ракетами Trident II (D5) с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Всего стратегические ракетоносцы несут до 911 ядерных боеголовок различной мощности.
Из этой флотилии 12 субмарин находятся в готовности выйти на патрулирование. Из них примерно пять тайно блуждают в различных районах мирового океана, неся боевое дежурство. Две подлодки проходят техническое обслуживание.
Подлодки класса Columbia должны заменить Ohio по схеме один к одному. Эти субмарины будут нести меньшее количество межконтинентальных баллистических ракет, по 16 штук, но суммарно ядерных боеголовок останется примерно столько же.
Чтобы сократить возникший временной разрыв и иметь под рукой некий стратегический запас, военно-морские силы США, по словам контр-адмирала Дага Перри из штаба начальника военно-морских операций, судостроительные верфи должны ускорить работу и за счет этого сократить этап строительства лодок со второй по 12 на шесть месяцев.
Просто приказать промышленности быстрее работать военные не могут. Американские судостроители сегодня переживают определенные сложности: дефицит квалифицированных кадров, проблемы с поставками материалов и их удорожание, возникшие в связи с нарушением логистических цепочек, увеличившиеся сроки поставок деталей, особенно длительного времени изготовления. Даже прежний график сдачи изделий по одной штуке в год был для них чрезвычайно напряженным.
Для снятия этих ограничений в военно-морском штабе совместно с промышленностью придумали несколько мер, которые надеются осуществить при поддержке Министерства обороны. Они потребуют не только увеличения финансирования, но также согласования новых схем закупок материалов и узлов.
Вторая мера, призванная сохранить ударный потенциал США, предусматривает продление на три года срока службы двум – пяти субмаринам класса Ohio. Проблема в том, что сроки службы всех подлодок этого типа уже не раз продлевались и составляют сегодня 42 года. Ресурс выбран полностью, но в ВМС готовы пойти на риск.
Для этого каждая списываемая подлодка будет проходить тщательную оценку. В случае обнаружения экземпляров с корпусом и реактором в приличном состоянии, их будут отправлять на 18-месячный ремонт, после чего переведут в разряд ракетоносцев «ограниченной готовности». Подлодки с продленным ресурсом будут находиться на базе, а в море выйдут только в крайнем случае – для выполнения боевого задания, если такая потребность вдруг возникнет.
Количество субмарин, которым пропишут модернизационные работы, будет зависеть от стоимости продления ресурса (этот вопрос с верфями еще не урегулирован) и загруженностью ремонтников выполнением других контрактов. Планы военных верфей США уже плотно расписаны на годы вперед, и их владельцы предпринимают меры по повышению производительности труда, чтобы обеспечить своевременный выход кораблей. В ВМС США не готовы пожертвовать сроками приемки кораблей и лодок, проходящих плановое техническое обслуживание, ради реанимации уже отживших субмарин.
Первая потенциальная подлодка, которой могут попытаться продлить срок службы, — USS Alaska. Ее срок выхода в отставку – 2029 год. Решение о ее дальнейшей судьбе будет принято в 2026 финансовом году. Три года отводится на закупку материалов и узлов, а также на то, чтобы верфи имели время спланировать свои работы.