Иван Зубов
Недавний, начала ноября, опрос ВЦИОМ выявил, к примеру, что больше трети жителей столицы России верят в возможное существование колдунов и наведение порчи!
Как правило, это женщины старше 45 лет, имеющие среднее специальное образование или ниже. Больше всего верующих в потустороннее среди жителей небольших населенных пунктов и сел, и среди активных телезрителей!
Антрополог Александра Архипова пишет в своем канале по этому поводу:
«Когда-то в прошлой жизни я написала статью про монгольских колдунов хараалчи. Этих милых людей страшно боятся в Монголии. Они не просто проклинают любого человека - они наказывают в основном за кражу скота (это большое преступление среди кочевников). У них раздвоенный черный язык, на первый раз они проклинают и у вора начинается трясучка и паралич конечностей. Если он не вернет украденное, хараалчи делает проклятие еще раз, и он умирает. Самое главное в этих милых людях - то, что их не существует. То есть нет людей, которые заявляли бы, что они хараалчи (шаманы - да, гадатели - да, хараалчи - нет).
Это некоторая воображаемая сила, которая - в силу большого страха перед возмездием - выступает в виде внесудебного карающего института. Украсть скот побоятся просто потому, что страшно. Все верят в то, что владельцы скота могут проклясть вора (и его семью). Вера в хараалчи лучше револьвера шерифа регулирует отношения в степи.
Удивительно, но мое наблюдение нашло неожиданное подтверждение в статье экономиста Бориса Гершмана, посвященной вопросу, с чем вообще коррелирует распространение колдовства в мире.
Борис сделал базу на основе соцопросов о колдовстве. Главный вопрос в опросе, на который он опирался - верите ли вы, что акт колдовства может привести к плохим последствиям для вас и ваших близких. Далее в ход пошли разные экономические и социально-демографические переменные. И в этом и заключается исследование - понять, с чем связано распространение в мире современного колдовства. Уровень образования, например, не главная и не основная зависимость. Главное - это то, что вера в колдовство создает плотную сеть интерпретации правильного и неправильного поведения - ты боишься поступить неправильно, потому что тебя проклянут. Соответственно, когда обычные социальные институты (суд, администрация и т.д.) начинают плохо работать, колдовство становится той силой, которое регулирует отношения (ты не пойдешь воровать корову, потому что либо ты боишься полиции, либо колдуна, который проклянет).
Также - и это меня особенно восхитило - вера в колдовство более характерна для культуры пессимистов-конформистов. Да-да, тех самых, которые любят говорить «ну, вы же все понимаете!» - то есть не идут против системы, а оправдывают собственное бездействие (конформизм) тем, что собеседник должен вспомнить негласные правила сообщества и согласиться с ними…»
Судя по карте, которой проиллюстрировал свою работу Борис Гершман, уровень веры в колдовство в России довольно высок, особенно в сравнении с цивилизованными странами. И это многое объясняет в сегодняшней ситуации. Более того, этот уровень, по убеждению Архиповой, никак не зависит от социального положения. Он одинаков и в среде «простых граждан», и в среде высшего российского чиновничества. Этим, кстати, хорошо объясняются невероятные с точки зрения здравого смысла гонения властей на якутского шамана Габышева.
В одном из своих последних интервью Архипова объясняет этот парадокс:
«Мы напрасно считаем, что россияне либо пойдут лечить свою болячку к врачам, либо пойдут к бабке заговор делать. Как правило, люди делают и то, и другое. И это свойственно большому количеству населения планеты Земля. Достаточно небольшого подталкивания, чтобы поход к бабушке для создания заговора стал популярным.
Другой вопрос: мы считаем, что политическая элита должна быть сверхрациональной, сверхразумной, руководствоваться в своих поступках идеологией блага большинства, максимально четко рационализировать все, что они делают. А они этого не делают, и нас это удивляет. Они себя ведут как типичная Марь Иванна.
Я выскажу непопулярную точку зрения: в поведении власти нет ничего особенного. Высокие чиновники ведут себя абсолютно так же, как Петр Иваныч и Марь Иванна. Например, Марь Иванна считает себя совершенно разумным человеком, она по образованию химик, работает в косметологической фирме, но иногда ходит к гадалке, или она пошла к подруге и сделала какой-нибудь заговор, или она через плечо плюнет, когда черную кошку увидит. Бывает такое? Бывает. И такое сочетание научного и магического поведения на самом деле встречается сплошь и рядом.
Чиновники ведут себя ровно так же, навязывая, скажем, обязательную вакцинацию, но при этом нося антинаучный блокиратор от вируса, возя с собой команду врачей и принимая ванны из оленьих рогов. Сочетание рационального и нерационального, магического и научного – это, в принципе, нормальное свойство поведения любого человека…»