Posted 23 ноября 2022, 11:59
Published 23 ноября 2022, 11:59
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Александр Сычев
Разработка Kizilelma началась в 2013 году, а в 2021-м проект впервые представили общественности. Самолет построен по схеме «утка» - помимо основного треугольного крыла он имеет два руля в носовой части.
На нем установлен один двигатель. До недавнего времени планировалось использовать украинские двигатели компании «Ивченко-Прогресс», которые были заказаны в июле. На первые прототипы Kizilelma предполагалось устанавливать турбовентиляторные двигатели АИ-25ТЛТ без форсажа, а на последующих версиях – форсированный АИ-322Ф, который должен был обеспечить сверхзвуковые характеристики дрона.
Вообще компания Baykar поддерживала очень тесные связи с Украиной. Она поставляла Киеву свои беспилотники Bayraktar ТВ2, наладила их сборку на Украине и сотрудничала с украинскими конструкторами в разработке реактивного беспилотника Kizilelma. Компания даже намеревалась наладить производство своей новинки на украинском заводе. Однако специальная военная операция, похоже, приостановила это сотрудничество. Во всяком случае, об этом заявил президент Турции Реджеп Эрдоган.
Внешнеполитические обстоятельства, видимо, внесут некоторые изменения в программу создания беспилотника Bayraktar Kizilelma. Прежде всего, турки ускорили работы над собственным турбовентиляторным двигателем TEI TF-6000, мощностью шесть тысяч лошадиных сил, испытания которого завершаются, а со следующего года начнется производство.
Украинский или турецкий двигатели, согласно выкладкам инженеров, должны обеспечить самолету крейсерскую скорость в 740 километров в час, и максимальную – до 1,6 Маха. В перспективе в компании не исключают возможности создания двухдвигательной версии самолета, что значительно улучшит его летные характеристики.
Согласно распространенным разработчиком сведениям, масса дрона достигает шести тонн, из которых две тонны – полезная нагрузка. Она будет включать в себя высокоточные боеприпасы класса «воздух-земля» и ракеты «воздух-воздух», разработанные турецкой компанией Roketsan. Вооружение размещается во внутреннем отсеке, что снижает радиолокационную заметность самолета.
Беспилотник сможет находиться в воздухе в течение 5–6 часов, пролететь 930 километров и подняться на высоту 12 километров. Дальность полета не ограничивается возможностями связи, как на ТВ2, который теряет контакт с оператором на удалении 150 километров. Kizilelma оснащен аппаратурой связи через американские спутники SATCOM.
Хотя заявлено, что Kizilelma будет обладать возможностями вести воздушные бои, наносить удары по наземным целям, а также заниматься разведкой и рекогносцировкой, об электронной начинке изделия практически ничего не известно. Сообщается только, что беспилотник будет оснащен неким радаром с активной сканирующей решеткой, но ничего о его характеристиках. Неизвестно также, будет ли беспилотник управляться с наземной станции или он будет сбивать самолеты противника с некоторой степенью автономности.
Среди бесспорных достоинств своего тяжелого дрона компания Baykar называет способность взлетать и приземляться на кораблях с короткими взлетно-посадочными полосами. Речь, прежде всего, идет о новом десантном корабле военно-морского флота Турции проекта TCG Anadolu, который имеет взлетный трамплин в носовой части и будет оснащен системой торможения.
А еще Kizilelma сможет работать в составе роя с другими беспилотниками производства Baykar Makina.
И, наконец, выступая на турецкой аэрокосмической выставке Teknofest, проходившей минувшим летом в городе Самсун, генеральный директор компании Халук Байрактар, сказал, что «стоимость Kizilelma не будет высокой». Как и в случае с Bayraktar TB2, Турция намерена занять нишу дешевых беспилотников. Подобная продукция, несомненно, заинтересует страны, не способные произвести собственные боевые дроны, тем более высокоскоростные, не обладающие достаточными финансовыми ресурсами для покупки более дорогостоящей и продвинутой техники, или которым по тем или иным причинам такое оружие не продадут.
Для самой же Турции беспилотник Kizilelma является способом увеличить количество самолетов в истребительной авиации, поскольку США наложили запрет на продажу Анкаре истребителей F-35. Да и покупка большой партии F-16 тоже под вопросом. Строительство значительного количества беспилотных летательных аппаратов Kizilelma могла бы увеличить мощь турецкой авиации, но для этого необходимо соответствующее программное обеспечение и оборудование, которые сделали бы «Красное яблоко» послушным ведомым для управляемых боевых самолетов. О наличии этих «гаджетов» в распоряжении Турции пока ничего не известно.