Александр Дыбин
Приближение Нового года видно невооруженным взглядом. Как рассказала «Новым известиям» жительница Петербурга Анна, которая обратила внимание, на то, что дома в ее районе начали украшать раньше срока.
«По вечерам многие жители нашего ЖК включают гирлянды на окнах и балконах, - говорит Анна, - наверное, это петербургская фишка, здесь любят украшать окна или ставить светильники на подоконники. В этот раз эта домашняя иллюминация появилась заметно раньше, да и в куда большем количестве. Даже наша управляющая компания уже развесила гирлянды на парадных, специально посмотрела по группе нашего ЖК, в прошлом году, они включили подсветку только в двадцатых числах декабря».
Отмечают возросшую активность и макетплейсы. В компании Ozon «Новым известям» рассказали, что спрос на гирлянды в середине ноября оказался выше, чем в эти же даты прошлого года.
«На Ozon уже осенью зафиксирован повышенный спрос в некоторых категориях праздничных товаров. Так, например электрические гирлянды за первую половину ноября покупатели площадки приобрели на 50% больше, чем год назад. За то же время штучные продажи елочных украшений, упаковочной бумаги и тематического новогоднего декора для интерьера выросли на 66%, - отметили в компании, - частым подарком на Новый год россияне выбирают электронику и парфюм. Штучные продажи товаров в данных категориях в ноябре выросли почти в 2 раза к ноябрю прошлого года. Неотъемлемый подарок для взрослых и детей на новогодние праздники это конфеты и сладости. Штучные продажи подарочных наборов на маркетплейсе за половину ноября уже выросли более чем в три раза к прошлому году. Больше всего берут шоколадное драже с орехами, мини-копии популярных шоколадок и сладкие фигурки».
На декабрь прогнозируют еще больший рост продаж подарков и декора - в 3-5 раз выше, чем в ноябре.
Сервис «Авито услуги» отметил рост интереса пользователей к теме новогодних корпоративов. Запросов услуг по аренде залов, организации праздника и т.п. вырос в два раза по сравнению с прошлом годом.
«В этом году для многих работодателей праздник будет возможностью дополнительно поддержать сотрудников и позаботиться об их эмоциональном состоянии, - сообщили в компании. - Залы для проведения корпоративов традиционно бронируются заранее. Это закономерно привело к увеличению спроса на аренду помещений для корпоративов: залов, лофтов, студий и банкетных комплексов. С 1 октября этого года количество запросов на аренду площадок на Авито увеличилось на 132% по сравнению с прошлым годом. Среди регионов, которые раньше всех искали площадки под мероприятие — Нижний Новгород (+315%), Санкт-Петербург (+216%), Ростов-на-Дону (156%) и Краснодар (135%)».
Так же вырос спрос на услуги трансфера. Перевозки на автобусах или минивенах ищут чаще, чем в октябре на 57%. Так же отмечается повышенный спрос на ведущих.
«С начала октября количество запросов на услуги ведущих корпоративов вырос более чем в 4,5 раза (+384%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Услуги ведущих стартуют в среднем по стране от 3 000 рублей в час и растут в зависимости от наполнения программы, - отметили в «Авито», - также работодатели по всей стране заранее бронируют фотографов и видеографов. С октября по первые числа ноября в динамике год к году запрос вырос на 165%. Наибольшая динамика спроса — среди компаний в столице, сразу на 245%. Стоимость работы фотографа в среднем по России начинается от 1 500 рублей в час и растет в зависимости от уровня портфолио специалиста и продолжительности съемок».
Однако, не все видят этот ажиотаж. Руководитель крупного ресторанного холдинга из Челябинска признался, что пока новогодняя кампания не оправдывает ожидания. Заказов мало. В первую очередь это связывают с отказом от корпоративов у чиновников, а так же переходом на офисный формат праздника.
«Все муниципальные органы и госслужбы не празднуют коллективами. Последние годы они собирались на корпоративы, отмечу, не за бюджетный счет, а сотрудники сами скидывались, но в этом году их нет, - сообщил собеседник, - небольшие компании по прежнему заказывают корпоративы. А вот больших мероприятий тоже нету. Многие крупные фирмы, кто отмечал праздник в прошлые годы, в этом не пришли».
Ведущий мероприятий Олег Просвирин отметил оживление среди клиентов:
«Заказчики как-то коллективно выдохнули и успокоились после сентября, все суеты и начали верить в будущее или что-то такое, в общем – ожили, - сообщи он, - отмечу, что в прошлом году много дат закрывалось в последний момент, ажиотаж возник уже к самым праздникам».
По словам ведущего Даниила Вычегжанина, конец 2022 года с точки зрения заказов на корпоративы стал лучшим, за последние три года:
«Ситуация гораздо лучше, чем в ковидные годы: прошлый и позапрошлый, - говорит эксперт, - у людей изменилось отношение к праздникам, появилась дополнительная ценность этих событий. За два года ограничений, плюс на фоне действительно непростого года люди решили погулять так, как давно не гуляли».
Эксперт по коммуникациям Екатерина Мовсесян отмечает, что общим фоном праздника в этом году может стать скромность: праздник отметить надо, но безудержное веселье выглядит не совсем этичным:
«2022 год российское общество будет провожать, вероятно, на фоне СВО, и это наложит заметный отпечаток на то, с каким настроем мы соберемся с родными за одним столом. Во-первых, год может восприниматься как еще один сложный, таких периодов в жизни каждой семьи не было много лет. Во-вторых, и это уже заметно, каждый для себя выбирает сдержанное отношение к размаху празднества в личном и общественном разрезе, - говорит эксперт, - где проходят границы масштабности или яркости празднования? Очевидно, что в нынешней ситуации Новый год не будет походить на пир на весь мир. Елка на центральной площади, подсветка зданий и перекрестков, разного рода плакаты никак не противоречат настроениям 2022 года, равно как и залитый центральный каток или ярмарка новогодних товаров с глинтвейном и сладостями. А вот концерты, громкие фейерверки или широкие гулянья могут вызвать у граждан справедливый вопрос о том, насколько они уместны».
Еще с сентября в российском обществе бурно дискутируется вопрос, надо ли отказываться от новогодних трат на фоне событий в стране? В сентябре-октябре вопрос встал в контексте частичной мобилизации и народных сборов на экипировку призванным в армию. Хорошим тоном для многих губернаторов стали заявления о сокращении расходов на праздник и направление этих средств на помощь резервистам или другие нужны. Не обошлось и без скандалов. Так, в Челябинске многих возмутили планы направить 400 миллионов дополнительных доходов бюджета на закупку гирлянд для украшения города. На фоне недовольства сумму снизили, но она все равно оказалась внушительно – 154 миллиона рублей. По данным базы СПАРК городское предприятие МБУ «ЭВИС» заключило два контракта с фирмой из Санкт-Петербурга «Омега» на установку светового тоннеля в центре города и другие световые конструкции.
Выросли траты на праздник в Санкт-Петербурге. На иллюминацию потратят 600 миллионов, годом ранее украшение обошлось в 480 миллионов. Кроме того, подорожает традиционная рождественская ярмарка: с 96 до 118 миллионов. При этом власти города заявили, что отменят ряд мероприятий: концерты на Дворцовой площади и Невском проспекте, фейерверк, который уже не проводится третий год, а так же фестиваль огня «Рождественская звезда» и благотворительный приём в Таврическом дворце.
Похожая ситуация и в Москве, где даже провели голосование и в итоге отменили концерты и фейерверки. Но проведут ёлки для детей, а улицы города украсят и организуют ярмарки.
А в Екатеринбурге за главный ледовый городок региона решили выложить рекордную сумму. Власти города объявили аукцион на 26,2 млн рублей. Если итоговая цена закупки сохранится, это будет самый дорогой город в истории Екатеринбурга.
Новосибирск планировал отмечать праздник в статусе столицы Нового года. На масштабные гуляния с перекрытием центральной улицы Ленина, концертами и фейерверками планировали потратить 230 миллионов рублей. Но сейчас программу начали «резать», отказались от уличного концерта и салюта, не будут превращать проезжую часть в пешеходную зону. Поэтому окончательная сумма затрат пока неизвестна.
Идет эта дискуссия и в небольших городках. Так в Карелии обсуждают, проводить ли традиционные игры дедов морозов в городе Олонец. Пока мероприятие стоит в плане, но в соцсетях рассуждают о его уместности.
Екатерина Мовсесян отмечает, что главным ориентиром в праздничные дни должно быть не шумное веселье на публику, а внимание к людям. Кроме того праздничные дни должны стать эмоциональной передышкой.
«Люди, для которых 2022-й стал годом потерь или потрясений, должны понять, что они не одни, про них помнят и о них заботятся. Кому-то в этом поможет билет в театр, кому-то — помощь в приглашении Деда Мороза домой. Кто-то нуждается в том, чтобы его позвали на чаепитие в совет ветеранов, или банальном продуктовом наборе. Эти небольшие шаги, о которых знает любой волонтер и сотрудник социальных служб, значат для людей гораздо больше ярких огней в небе в полночь, - заключает эксперт. - Вторая, главная ипостась новогоднего празднества сегодня должна выйти на первый план. Детям и взрослым важна возможность выдохнуть, побыть друг с другом, доесть вчерашний оливье днем 1 января. Можно сказать, что первые дни 2023 года могут стать временем тишины и примирения, чтобы каждый мог остановиться и подумать о том, что для него важно и ценно».