Posted 22 ноября 2022,, 12:39

Published 22 ноября 2022,, 12:39

Modified 7 марта, 11:57

Updated 7 марта, 11:57

Вместе против тоски: россияне решили отпраздновать Новый год как в последний раз

Вместе против тоски: россияне решили отпраздновать Новый год как в последний раз

22 ноября 2022, 12:39
Фото: Mos.ru
Жители страны проявляют повышенный интерес к Новому году. Это фиксируют маркетплейсы, сервисы объявлений, да и специалисты сферы гостеприимства и развлечений. Эксперты отмечают, что такая тяга к празднику может быть продиктована отсутствием ковидных запретов и слишком насыщенной информационной повесткой этого года.

Александр Дыбин

Приближение Нового года видно невооруженным взглядом. Как рассказала «Новым известиям» жительница Петербурга Анна, которая обратила внимание, на то, что дома в ее районе начали украшать раньше срока.

«По вечерам многие жители нашего ЖК включают гирлянды на окнах и балконах, - говорит Анна, - наверное, это петербургская фишка, здесь любят украшать окна или ставить светильники на подоконники. В этот раз эта домашняя иллюминация появилась заметно раньше, да и в куда большем количестве. Даже наша управляющая компания уже развесила гирлянды на парадных, специально посмотрела по группе нашего ЖК, в прошлом году, они включили подсветку только в двадцатых числах декабря».

Отмечают возросшую активность и макетплейсы. В компании Ozon «Новым известям» рассказали, что спрос на гирлянды в середине ноября оказался выше, чем в эти же даты прошлого года.

«На Ozon уже осенью зафиксирован повышенный спрос в некоторых категориях праздничных товаров. Так, например электрические гирлянды за первую половину ноября покупатели площадки приобрели на 50% больше, чем год назад. За то же время штучные продажи елочных украшений, упаковочной бумаги и тематического новогоднего декора для интерьера выросли на 66%, - отметили в компании, - частым подарком на Новый год россияне выбирают электронику и парфюм. Штучные продажи товаров в данных категориях в ноябре выросли почти в 2 раза к ноябрю прошлого года. Неотъемлемый подарок для взрослых и детей на новогодние праздники это конфеты и сладости. Штучные продажи подарочных наборов на маркетплейсе за половину ноября уже выросли более чем в три раза к прошлому году. Больше всего берут шоколадное драже с орехами, мини-копии популярных шоколадок и сладкие фигурки».

На декабрь прогнозируют еще больший рост продаж подарков и декора - в 3-5 раз выше, чем в ноябре.

Вернулся интерес к корпоративам

Сервис «Авито услуги» отметил рост интереса пользователей к теме новогодних корпоративов. Запросов услуг по аренде залов, организации праздника и т.п. вырос в два раза по сравнению с прошлом годом.

«В этом году для многих работодателей праздник будет возможностью дополнительно поддержать сотрудников и позаботиться об их эмоциональном состоянии, - сообщили в компании. - Залы для проведения корпоративов традиционно бронируются заранее. Это закономерно привело к увеличению спроса на аренду помещений для корпоративов: залов, лофтов, студий и банкетных комплексов. С 1 октября этого года количество запросов на аренду площадок на Авито увеличилось на 132% по сравнению с прошлым годом. Среди регионов, которые раньше всех искали площадки под мероприятие — Нижний Новгород (+315%), Санкт-Петербург (+216%), Ростов-на-Дону (156%) и Краснодар (135%)».

Так же вырос спрос на услуги трансфера. Перевозки на автобусах или минивенах ищут чаще, чем в октябре на 57%. Так же отмечается повышенный спрос на ведущих.

«С начала октября количество запросов на услуги ведущих корпоративов вырос более чем в 4,5 раза (+384%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Услуги ведущих стартуют в среднем по стране от 3 000 рублей в час и растут в зависимости от наполнения программы, - отметили в «Авито», - также работодатели по всей стране заранее бронируют фотографов и видеографов. С октября по первые числа ноября в динамике год к году запрос вырос на 165%. Наибольшая динамика спроса — среди компаний в столице, сразу на 245%. Стоимость работы фотографа в среднем по России начинается от 1 500 рублей в час и растет в зависимости от уровня портфолио специалиста и продолжительности съемок».

Однако, не все видят этот ажиотаж. Руководитель крупного ресторанного холдинга из Челябинска признался, что пока новогодняя кампания не оправдывает ожидания. Заказов мало. В первую очередь это связывают с отказом от корпоративов у чиновников, а так же переходом на офисный формат праздника.

«Все муниципальные органы и госслужбы не празднуют коллективами. Последние годы они собирались на корпоративы, отмечу, не за бюджетный счет, а сотрудники сами скидывались, но в этом году их нет, - сообщил собеседник, - небольшие компании по прежнему заказывают корпоративы. А вот больших мероприятий тоже нету. Многие крупные фирмы, кто отмечал праздник в прошлые годы, в этом не пришли».

Ведущий мероприятий Олег Просвирин отметил оживление среди клиентов:

«Заказчики как-то коллективно выдохнули и успокоились после сентября, все суеты и начали верить в будущее или что-то такое, в общем – ожили, - сообщи он, - отмечу, что в прошлом году много дат закрывалось в последний момент, ажиотаж возник уже к самым праздникам».

По словам ведущего Даниила Вычегжанина, конец 2022 года с точки зрения заказов на корпоративы стал лучшим, за последние три года:

«Ситуация гораздо лучше, чем в ковидные годы: прошлый и позапрошлый, - говорит эксперт, - у людей изменилось отношение к праздникам, появилась дополнительная ценность этих событий. За два года ограничений, плюс на фоне действительно непростого года люди решили погулять так, как давно не гуляли».

На словах экономия, в закупках – рост

Эксперт по коммуникациям Екатерина Мовсесян отмечает, что общим фоном праздника в этом году может стать скромность: праздник отметить надо, но безудержное веселье выглядит не совсем этичным:

«2022 год российское общество будет провожать, вероятно, на фоне СВО, и это наложит заметный отпечаток на то, с каким настроем мы соберемся с родными за одним столом. Во-первых, год может восприниматься как еще один сложный, таких периодов в жизни каждой семьи не было много лет. Во-вторых, и это уже заметно, каждый для себя выбирает сдержанное отношение к размаху празднества в личном и общественном разрезе, - говорит эксперт, - где проходят границы масштабности или яркости празднования? Очевидно, что в нынешней ситуации Новый год не будет походить на пир на весь мир. Елка на центральной площади, подсветка зданий и перекрестков, разного рода плакаты никак не противоречат настроениям 2022 года, равно как и залитый центральный каток или ярмарка новогодних товаров с глинтвейном и сладостями. А вот концерты, громкие фейерверки или широкие гулянья могут вызвать у граждан справедливый вопрос о том, насколько они уместны».

Еще с сентября в российском обществе бурно дискутируется вопрос, надо ли отказываться от новогодних трат на фоне событий в стране? В сентябре-октябре вопрос встал в контексте частичной мобилизации и народных сборов на экипировку призванным в армию. Хорошим тоном для многих губернаторов стали заявления о сокращении расходов на праздник и направление этих средств на помощь резервистам или другие нужны. Не обошлось и без скандалов. Так, в Челябинске многих возмутили планы направить 400 миллионов дополнительных доходов бюджета на закупку гирлянд для украшения города. На фоне недовольства сумму снизили, но она все равно оказалась внушительно – 154 миллиона рублей. По данным базы СПАРК городское предприятие МБУ «ЭВИС» заключило два контракта с фирмой из Санкт-Петербурга «Омега» на установку светового тоннеля в центре города и другие световые конструкции.

Выросли траты на праздник в Санкт-Петербурге. На иллюминацию потратят 600 миллионов, годом ранее украшение обошлось в 480 миллионов. Кроме того, подорожает традиционная рождественская ярмарка: с 96 до 118 миллионов. При этом власти города заявили, что отменят ряд мероприятий: концерты на Дворцовой площади и Невском проспекте, фейерверк, который уже не проводится третий год, а так же фестиваль огня «Рождественская звезда» и благотворительный приём в Таврическом дворце.

Похожая ситуация и в Москве, где даже провели голосование и в итоге отменили концерты и фейерверки. Но проведут ёлки для детей, а улицы города украсят и организуют ярмарки.

А в Екатеринбурге за главный ледовый городок региона решили выложить рекордную сумму. Власти города объявили аукцион на 26,2 млн рублей. Если итоговая цена закупки сохранится, это будет самый дорогой город в истории Екатеринбурга.

Новосибирск планировал отмечать праздник в статусе столицы Нового года. На масштабные гуляния с перекрытием центральной улицы Ленина, концертами и фейерверками планировали потратить 230 миллионов рублей. Но сейчас программу начали «резать», отказались от уличного концерта и салюта, не будут превращать проезжую часть в пешеходную зону. Поэтому окончательная сумма затрат пока неизвестна.

Идет эта дискуссия и в небольших городках. Так в Карелии обсуждают, проводить ли традиционные игры дедов морозов в городе Олонец. Пока мероприятие стоит в плане, но в соцсетях рассуждают о его уместности.

Екатерина Мовсесян отмечает, что главным ориентиром в праздничные дни должно быть не шумное веселье на публику, а внимание к людям. Кроме того праздничные дни должны стать эмоциональной передышкой.

«Люди, для которых 2022-й стал годом потерь или потрясений, должны понять, что они не одни, про них помнят и о них заботятся. Кому-то в этом поможет билет в театр, кому-то — помощь в приглашении Деда Мороза домой. Кто-то нуждается в том, чтобы его позвали на чаепитие в совет ветеранов, или банальном продуктовом наборе. Эти небольшие шаги, о которых знает любой волонтер и сотрудник социальных служб, значат для людей гораздо больше ярких огней в небе в полночь, - заключает эксперт. - Вторая, главная ипостась новогоднего празднества сегодня должна выйти на первый план. Детям и взрослым важна возможность выдохнуть, побыть друг с другом, доесть вчерашний оливье днем 1 января. Можно сказать, что первые дни 2023 года могут стать временем тишины и примирения, чтобы каждый мог остановиться и подумать о том, что для него важно и ценно».

"