Posted 19 ноября 2022, 12:04
Published 19 ноября 2022, 12:04
Modified 7 марта, 11:51
Updated 7 марта, 11:51
Леонид Злотников
Забавная и весьма поучительная дискуссия по поводу отличий между героем сказки итальянца Карло Коллоди Пиноккио и его русской интерпретацией Буратино из сказки Алексея Николаевича Толстого развернулась в Сети. Не секрет, что «буратинами» российские учителя иногда называют между собой школьников, не способных усваивать учебный материал в той логике и в той форме, в какой он подается современной общеобразовательной школой. А это почти всегда понимается как полная неспособность их к обучению. Филолог, преподаватель одного из московских лицеев Михаил П. объясняет, почему это происходит:
«Буратины» они - не только потому, что сделаны из полена: для Карло Коллоди, придумавшего Пиноккио - прототипа Буратино А.Н.Толстого - это не было проблемой: напротив, деревянное тело не раз выручало героя. Просто герой итальянского писателя однажды становится человеком (и в этом ему помогает любовь к близким и усердие в учебе). Тогда как советский писатель (с его цинизмом бастарда) не верит ни в силу любви, ни в прилежание деревянной марионетки, доверяя больше его дуболомной витальности: куда бы ни шел Буратино, он все равно оказывается в кукольном балагане. Сперва он идет туда вместо школы - и покупает билет на деньги, вырученные папой Карло с продажи куртки. Потом - когда Карабас-Барабас решает наказать дерзкую куклу, поднимает бунт против Кукольника - но лишь ради того, чтобы в итоге оказаться не в школе, а получить свой собственный балаган, где ставит бесконечный спектакль про то, как он был сделан из полена, предал отца, поднял бунт против Карабаса, получил собственный театр, в котором теперь играет самого себя - о том, как он был сделан из полена и т.д.:
- Ну а ты, ну а ты, Буратино? - спрашивали все. - Кем хочешь быть при театре?
- Чудаки, в комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь свет!
Собственно, современная система массового школьного образования и держится на убеждении, что из Буратино никогда не получится человека - зато из него можно сделать отличного солдата для Урфина Джюса.
Поэтому школа нередко (но не всегда!) - это место исключительно муштры, где Буратино должен научиться выполнять нехитрые манипуляции, воспроизводить готовые нехитрые идеи - и знать, что ему нельзя здесь плакать: за это наказывают. То, что неудача с обучением Буратино более сложным вещам связана с качеством программы и подходов, а вовсе не с «материалом», не берется в расчёт. И учителя вынуждены принимать такие правила игры - и быть персонажами этого кукольного театра. В этом смысле Коллоди куда гуманистичнее во взгляде на своего героя - при всей прямолинейности его дидактизма. Но это, как известно, чуждые нам ценности…»
Читатели этого поста живо откликнулись на его проблематику. Так, издатель Евгений К. убедительно рисует судьбу таких «буратин»:
- Буратино обречён на вечный деревянный инфантилизм, который с годами обретает все более зловещие очертания. Ведь перед взрослым человеком встают взрослые проблемы. А он их умеет решать только с позиции малолетнего хулигана. Сегодня кинул молоток в сверчка, а завтра - уже в человека, и чем-нибудь потяжелее. а как в своем театре Буратино может поставить хоть что-то иное - если он так и не добрался до школы - и другого опыта, кроме лично пережитого, когда его вырубили из полена, у него нет. Папашу прокинул, в школу так и не пошёл, нет признаков, что, кроме пакостей, он на что-то способен. Он вечный безобразный, которому место внутри сказки. Я согласен с Михаилом: он обречён ходить по кругу, играя самого себя. Грубо говоря, разрушать может, а строить - едва ли. Он трикстер. А трикстеры часто становятся народными героями. Школа здесь - метафора обучения и познания, как и сверчок. А он упорно от этого открещивается. Ему скучно. Потом от скуки как-нибудь утопит Тортиллу, проломив ей панцирь. Невзначай, из баловства. Карабас из него выйдет более изощренным садистом, а кукол он заставит играть ужасные вещи…
Экономист Николай К. обращает внимание на российскую систему образования, которая заточена как раз под воспитание таких «буратин»:
- Вся советская и российская массовая педагогическая система рассчитана на очень умных или скорее самомотивированных, остальных она выпинывает.
Как сказал один «большой» писатель-гуманист, активно вовлеченный в проблемы современного образования: если в классе только двое-трое прочитали обязательный текст - вот с ними и надо работать, а остальные пусть сидят, слушают - и понимают, какие они идиоты. Поэтому таких надо поместить в образовательное гетто (туда же - взять самых сильных учителей), обнести забором и не выпускать за ворота. И кончится это шарашками и/или философским пароходом, а кто-то просто сопьется…