Posted 18 ноября 2022, 06:43

Published 18 ноября 2022, 06:43

Modified 7 марта, 11:51

Updated 7 марта, 11:51

Зловоние "Хилокского треугольника" в Новосибирске дошло и до Москвы

18 ноября 2022, 06:43
Одиннадцатый год новосибирцы сражаются с «Хилокским треугольником» - территорией бедствия на окраине Левобережья, где гигантское кладбище, гниющая свалка и овощной рынок упираются в жилые кварталы. Все эти годы мэрия и экологический надзор оставались слепы к очевидным нарушениям. Наконец, жалобы людей услышали в Москве

Юлия Сунцова

Жителей улицы Малыгина в Ленинском районе Новосибирска признали потерпевшими по уголовному делу об антисанитарных условиях проживания. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин просит коллег отчитаться об уголовном деле, возбужденном по факту «неблагоприятной экологической обстановки» в областном центре (соответствующий релиз вышел на сайте Следкома).

Более десяти лет новосибирцы живут в эпицентре экологической и социальной катастрофы и остаются для региональных властей людьми-невидимками. Общественная организация «Центр правовых инициатив потребителей» объединила жильцов, не желающих мириться с грубым нарушением своих прав. Активисты получили множество отписок из Роспотребнадзора, прокуратуры, мэрии. Проводили митинг. Подавали судебные иски. Но воз не двигался с места.

По самым скромным подсчетам, теневой оборот Хилокского рынка может составлять 3 млрд рублей в месяц, и, бывает, торгуют тут не только овощами и фруктами. В 2012 году судили уроженцев Средней Азии, которые продавали героин – преступники завезли в Новосибирск 80 килограммов наркотика, спрятав их в яблоки.

Жители окрестных микрорайонов больше десяти лет настаивают на закрытии рынка из-за нарушений санитарно-эпидемиологических норм и миграционного законодательства.

При желании сделать это можно было бы на раз-два. В распоряжении правоохранительных органов - железобетонный нюанс, который совершенно невозможно проигнорировать, а именно:пагубное влияние на жизнь и здоровье людей.

- Полигон ТБО «Левобережный» принадлежит муниципалитету. II категория по степени воздействия негативного влияния на окружающую среду. Лицензия на обработку, обезвреживание и захоронение отходов отсутствует. В госреестр полигон внесли только в 2018 году. Размах «Левобережного» уже перевалил за 18 гектаров и постоянно увеличивается, а границы несанкционированных свалок подступают к жилому сектору. Жители в Ленинском районе постоянно наблюдают крыс, птиц, кормящихся на этой помойке. Уж не говорю об амбре и смоге, в которых люди задыхаются и вынуждены уходить с приступами на больничные, - рассказывает лидер «Центра правовых инициатив потребителей» Михаил Михайлов.

Как реагируют чиновники? Во-первых, в упор не видят превышений по предельно допустимой концентрации вредных веществ (за исключением периодов, когда свалка горит). Во-вторых, на искусственных основаниях уменьшают санитарную зону с 1000 до плавающих 80-100 метров, чтобы доказать, что объект не оказывает негативного воздействия.

Пожарно-спасательные подразделения реагируют по 6-9 раз в год на возгорания на полигоне. На него свозятся, в том числе, отходы вредного производства.

- Когда свалка воспламеняется и горит, образуются ядовитый дым и газ, которые распространяются на довольно большие расстояния. Понятно, что ими дышать совершенно неполезно. При смешении биохимических отходов с промышленными отработками происходят биохимические реакции, порождающие яды. Токсичная жидкость – фильтрат – содержит высокие концентрации хлоридов, сульфатов, нитритов металлов, тяжелые органические кислоты, катастрофически вредные соединения ртути. С центром мониторинга окружающей среды мы проводили отбор проб, отбор фильтрата. Уже тогда, несколько лет назад, было очень много различных превышений. Помню, что пробы нужно было разбавлять в 50 раз, чтобы в принципе оценить состав. Недопустимо иметь такие крупные действующие свалки в черте города, так близко к жилым кварталам и торговым объектам, - комментирует эколог общественной организации «СибЭкоЦентр» Юлия Колеватова.

По последним обнародованным экспертизам независимых экологов, в пробах со свалки сера превышала предельно допустимые концентрации в 71 раз, мышьяк – в 398 раз, хром – в 3020 раз, также выше нормы свинец, медь, цинк, кадмий. Ветер разносит золу, она оседает и на пищевую продукцию – рынок находится всего в километре.

Мусорный полигон за Хилокским рынком тлеет постоянно, а весной и летом возгорается открытым огнем, из-за чего всё Левобережье Новосибирска обволакивает удушливый смог. В 2022 году полигон дымился четыре месяца подряд. После каждого пожара чиновники каждый раз торжественно объявляют, что берут свалку под охрану, усиливают меры безопасности, но через год всё повторяется вновь, комментирует жительница Левобережья Светлана Федченко.

Взвешенные частицы, которые находятся в воздухе, обладают массой отрицательных действий – это и аллергизация организма, и токсическое действие и канцерогены. Риск развития онкологического заболевания резко возрастает, если человек длительное время пребывает в облаке этого дыма и гари, комментирует доктор медицинских наук, профессор Любовь Куделя.

Теорию ученых подтверждают практические показатели по региону. Новосибирск находится в десятке лидеров по числу онкозаболеваний. Не только онкология, много других неизлечимых болезней помолодели. Много людей, проживающих в Хилокском и Малыгинском кварталах, страдают хроническими бронхитами, астмой, сердечно-сосудистыми. У женщин возникают осложнения при беременности и родах. Свалка, которая горит и дымит двадцать лет – реальная всему тому причина, считает директор благотворительного фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями «Живи» Анна Клейменова.

Согласно федеральным нормативам, санитарно-защитная зона для таких полигонов, как Левобережный составляет 1000 метров, в этом радиусе не должны находиться места массовых скоплений людей, населенные жилые дома, лечебные и фармакологические предприятия и склады, торговля продуктами питания.

Но в Новосибирской области усилиями местного Роспотребнадзора санитарно-защитная зона вокруг Хилокского рынка сжалась в несколько раз и превратилась в переменную величину. В ответе жителям от августа 2019 года заместитель руководителя ведомства Наталья Ильиных сообщает: «По проекту расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» <…> получено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора о соответствии требованиям санитарных правил. На основании проведенной работы проектом утверждена санитарно-защитная зона переменного размера <…>:

  • с юга 80 метров,
  • с юго-запада 430 м,
  • с запада 500 м, с северо-запада 500 м,
  • с севера 200 м, с северо-востока 140 м,
  • с востока 100 м, с юго-востока 135 м.

Таким волшебным образом, по мнению Роспотребнадзора Новосибирской области, торговый центр «Хилокский» и соседний оптово-розничный рынок «Малыгинский» не входят в санитарно-защитную зону полигона, как не входят в нее и жилые кварталы Ленинского района.

После очередных пожаров на свалке этим летом подстраховалась и мэрия Новосибирска. Несколько пятиэтажек на улице Малыгина 70-х годов постройки признали аварийными и вынесли предписание о расселении людей. Только вот региональная программа по содействию реформирования ЖКХ предполагает обеспечение новыми квартирами жильцов не раньше 2023-2033 года. Где должны жить люди до этого времени, никто не уточняет. Но ясно одно – раз дома аварийные, то и жилыми они как будто считаться не могут, и людей там быть не должно. А нет людей – нет проблемы. Нормы о санитарных зонах защищают только настоящий жильцов!

Также позиция мэрии Новосибирска по вопросу на данный момент сводится к обжалованию позиции прокурора. Последний еще в 2021 году просил признать незаконным «бездействие мэрии Новосибирска, выразившегося в непринятии мер, направленных на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Клещихинское». Ленинский районный суд иск прокурора удовлетворил и возложил на город обязанность установить санитарно-защитную зону для кладбища как для единого объекта. Но муниципалитет подал апелляционную жалобу и оттянул срок вступления решения в силу. В своем ответе от апреля 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть сообщает жильцам, что разработка новых защитных зон «в случае необходимости будет произведена после оценки законности действий мэрии судом апелляционной инстанции».

Также мэр отвечает жильцам, что возможность консервации Левобережного полигона будет рассматриваться только при условии финансовой поддержки бюджетами субъекта и федерации.

В чем состоял трюк с кладбищем? Людские захоронения тоже относятся к зонам с II категорией опасности. На расстоянии 500 метров от могил не должно располагаться пищевых отраслей промышленности, оптовых складов пищевых продуктов и продовольственного сырья, соответственно размещать Хилокский рынок там, где он размещен сейчас, также не допустимо. Фактически «демаркационная» зона между Клещихинским погостом и Хилокским базаром составляет в некоторых местах от семи до 81 метра.

- Гигантское кладбище «Клещихинское» на 185 га, самое большое в городе. Когда оно стало неудобным для Хилка, его просто нарезали на мелкие участки, присвоили разные кадастровые номера, и для каждого установили свою защитную зону. Если для целого огромного объекта защитная зона ранее составляла те же 500 метров, то теперь для ближайшего, прилегающего к рынку мелкого кладбищенского участка допустима дистанция и в 100 метров. Чудеса да и только! – рассказывает Михаил Михайлов.

Помимо полигона и кладбища есть еще неповторимая атмосфера самого рынка... Его периметр фактически представляет собой огромные круглосуточные стоянки автомобильных фур. Все улицы и проезды тоже заставлены большегрузами, ожидающими разгрузки, двигатели у фур постоянно заведены, чтобы не выключались холодильники – окружающие вынуждены постоянно дышать выхлопными газами.

Использованную упаковку, гниющие овощи и фрукты продавцы не утилизируют, как положено, а выбрасывают в контейнеры на придомовых территориях. Из-за этого усиливаются неприятные запахи.

На территории бывшей воинской части по улице Малыгина содержат и забивают крупный и мелкий рогатый скот, который потом продается на рынке, забивают его зачастую и для религиозных ритуалов. Головы, внутренности, шкуры животных также скидывают у контейнеров для возле жилых домов, отходы привлекают бродячих собак, грызунов, птиц и насекомых.

- Мигранты из Средней Азии, занимающиеся здесь торговлей, ведут себя недружелюбно. Рейды по выявлению гастарбайтеров-нелегалов проводят редко и формально, большинство из них узнает об этом заранее и скрывается. Полиция самоустранилась от пресечения незаконной деятельности, - рассказывают жители.

В школе № 66, расположенной в Хилокском микрорайона, до 75 % учеников – дети мигрантов. Часть из них при поступлении в первый класс не знает русского языка. Организовать качественный процесс обучения для русскоговорящих первоклассников в такой ситуации невозможно. Родители вынуждены отдавать школьников в учебные заведения в других районах.

Инициативная группа граждан в прошлом году обратилась с жалобой о беззаконии в Генпрокуратуру России. Вот с какими итогами прокуратура Новосибирской области возвращается с докладом генпрокурору (ответ №7-668-2121 от 21.06.2021 г.): — «Директору МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» [балансодержатель полигона – прим.ред.]… внесено представление в связи с непринятием мер по установлению санитарно-защитной зоны для полигона ТКО «Левобережный». — «Предъявлено административное исковое заявление к мэрии города с требованием пересмотреть санитарно-защитную зону кладбища с учетом класса опасности объекта». — «Облпрокуратурой инициировано проведение ГУ МВД России по региону доследственной проверки на предмет подложности экспертных заключений, послуживших основанием для выдачи Управлением Роспотребнадзора по области санитарно-эпидемиологических заключений на полигон и кладбище».

В переводе с официального языка это означает: полиция проверяет версию о подложных экспертных заключениях, на основе которых Роспотребнадзор одобрил сокращение санитарно-защитных зон, теперь до Хилокского рынка они попросту не дотягиваются.

Уголовное дело было возбуждено СУ Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области в июле этого года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ (Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

- Прежде всего мы не согласны с самой квалификацией дела. Следователи ищут поверхностные недостатки и старательно уходят от ответа на главный вопрос: кто из должностных лиц должен ответить за системные нарушения. Обвинений, по-прежнему, никому не предъявлено. Почему под нашими окнами соседствуют свалка и продуктовые рынки? Кто выдал разрешения на оптовую торговлю фруктами и овощами в считанных метрах от кладбища? Привлекать к ответственности нужно не торговцев, а руководителей и покровителей этого беспредела, - говорит Светлана Федченко.

Кроме того, в рамках уголовного дела Роспотребнадзором проведена ненадлежащая экологическая экспертиза. Обследования на концентрации вредных веществ должны проводиться не единожды. Проба питьевой воды вообще не бралась, - рассказывают жильцы, знакомые с материалами дела.

Свои сомнения по поводу поверхностного расследования активисты высказали на состоявшемся недавно приеме у председателя Следственного комитета.

- Встреча продолжалась в течение двух часов. Александр Бастрыкин выслушал исполняющего обязанности руководителя следственного управления по области Виталия Зарипова и граждан, после чего дал поручения усилить следственную группу и привлечь к проведению экологических экспертиз московских специалистов. Также он поручил возбудить еще одно уголовное дело – в связи с жалобами жителей на нарушения правопорядка мигрантами – работниками рынка. Александр Бастрыкин подчеркнул, что ситуация в Малыгинском и Хилокском микрорайонах находится на его личном контроле и пообещал через месяц вновь лично принять потерпевших, - рассказывает Жанна Олейникова.

Дошедшие до Бастрыкина жители больше десятилетия чувствовали себя заложниками криминогенного соседства. Новосибирцам остается только надеяться, что вмешательство федералов в лице Следственного комитета поможет им выбраться из заколдованной зоны беззаконья.

Подпишитесь