Леонид Злотников
Общая активность пользователей русскоязычных соцсетей за время войны снизилась: число ежедневно активных авторов уменьшилось на 12%, а объем публикуемого ими контента — на 4%, приводит сетевое издание Re-Russia данные очередного отчета экспертов службы Brand Analytics. При этом пользователи массово мигрировали в Telegram, аудитория которого с февраля по сентябрь выросла в полтора раза (на 58%), а объем ежедневно публикуемого контента — на 24%. Другие ведущие русскоязычные социальные сети — «ВКонтакте» и «Одноклассники» — демонстрируют лишь небольшой прирост пользователей и постов, а YouTube, запрещенныеи в РФ соцсети теряют аудиторию.
Хотя по масштабу русскоязычный Telegram все еще существенно уступает «ВКонтакте» (8,73 млн и 13,2 млн сообщений в день соответственно), за время СВО он превратился в наиболее важный источник информации для российских пользователей интернета. «Telegram аккумулирует новостную повестку, YouTube остается главной площадкой для видеоблогеров», — констатируют авторы отчета.
При этом Telegram стал, с одной стороны, важнейшим каналом доступа к информации большого числа независимых СМИ и ресурсов, заблокированных и запрещенных в России. А с другой — важнейшим инструментом пропаганды, информационных кампаний Кремля и связанных с ним структур. От попыток блокировать Telegram Кремль перешел к стратегии его активного использования, осуществляя таким образом «контроль третьего поколения», то есть активного формирования контента вместо его ограничения.
Российская пропагандистская машина активно использует Telegram для увеличения собственного влияния. Так как соцсеть популярна среди русскоязычных пользователей не только в России, она используется и для пропаганды на украинскую аудиторию. Летом Служба безопасности Украины опубликовала список из ста Telegram-каналов, выдающих себя за украинские, но распространяющих пророссийские сообщения.
Но главным содержательным феноменом Telegram в последнее время стал пул «военкоров», военных блогеров, которые формулируют сегодня политическую повестку, наверное, в большей степени, чем даже телепропагандист Владимир Соловьев. Именно «военкоры» становятся ударной силой в борьбе различных фракций силовиков, и именно Telegram в значительной степени обеспечил внезапное политическое восхождение Пригожина. Аналитики утверждают, что российские власти активно влияют на характер освещения военкорами событий на линии соприкосновения.
Оставаясь инструментом, равно полезным оппозиционерам и провластным структурам, Telegram все более становится соперником и заменой телевизора в формировании национальных политических повесток и в качестве инструмента информационного влияния, делают вывод эксперты.