Ирина Мишина
Созданная в Осетии для управления заповедными территориями федерального значения новая структура называется теперь ФГБУ «Заповедная Осетия-Алания». На нее возложено управление упомянутым заповедником, федеральным заказником «Цейский» и национальным парком «Алания». Документ, который дает этому обоснование, содержит феерический тезис.
Пункт 1 утверждённого Устава нового учреждения гласит, что ФГБУ «Заповедное место» организует «деятельность, направленную на защиту прав, охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов» и «представителей других этнических общностей в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности», расположенных на ООПТ федерального значения, «В ЧАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА».
Из Устава не понятно, то ли чиновники относят к объектам животного мира коренные малочисленные народы, то ли животных к этим самым коренным народам.
Так или иначе, с охраной животного мира в свете этого преобразования, по крайне мере, в ближайшее время, могут возникнуть вопросы.
«С управленческой точки зрения все это конечно не хорошо. Животным лучше, когда их тщательно охраняют. Сейчас с этим будет хуже», - заявил "НИ" член комиссии по экологическому благополучию при ОПРФ Антон Хлынов. «Лишнее ФГБУ в наше время не повредит – бюджетных ассигнований в стране хватает, а чем занять новых управленцев в системе ООПТ, всегда найдётся. Хотя, возможно, что за этим стоит какая-то изощрённая, стратегическая, глубоко продуманная хитрость. Закупаем попкорн, садимся и смотрим», - иронизирует заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий.
К слову сказать, оптимизация заповедника в Осетии – не первый такой случай. Уже около 30-и ООПТ в стране постигла участь оптимизации. В качестве примера достаточно привести «Заповедное Подлеморье», которое объединило Прибайкальский национальный парк с Баргузинским заповедником и Байкало-Ленским, превратившись в гигант с неясными функциями. В этом же ряду – Объединенная дирекция заповедников Таймыра, объединенная дирекция заповедников Хабаровского края.
В случае с заповедником в Осетии скандал разгорелся в том числе потому, что там сосредоточен уникальный животный и растительный мир. На его территории живут 34 вида млекопитающих, среди которых – восточнокавказский тур и серна, косуля, як, кабан, бурый медведь, куницы. В парке гнездятся 116 видов птиц, произрастают более 1 000 видов растений, среди которых много лекарственных. Что будет со всем этим при передаче и перераспределении полномочий?
«Не получится ли так, что это "место" - лишь механизм, при помощи которого надо перегрести кадры и имущество в переименованное ФГБУ "Заповедная Осетия - Алания"? Под цели и задачи некой "команды" в профильном Департаменте ООПТ Минприроды РФ? – задается вопросом член комиссии по экологическому благополучию при ОПРФ Антон Хлынов. - Интрига в том, что это самое "Заповедное место" – вероятно, просто какая-та хитрая схема для решения иных, мало понятных, возможно, каких-то коррупционных вопросов. При этом учреждение, которое теперь должно управлять и заповедником, и национальным парком не имеет до конца текущего года для охраны территории ни финансов, ни имущества, ни кадров».
Скандал по поводу реформы особо охраняемых природных территорий вспыхнул еще 3 года назад, когда в правительстве возникла идея объединить Национальный парк Угра с другими заповедными территориями, а также слить несколько заповедных территорий в Сибири. На заседании Общественной палаты эти решения подверглись жесткой критике, в результате их отменили. Но идея «оптимизации» ООПТ в правительстве не оставили. Сейчас чиновники Минприроды ссылаются на некое поручение вице-премьера Григоренко об оптимизации работы всех ФБГУ. Каким образом можно объединить национальные парки и заповедники с разными природными условиями, животными, непохожим растительным миром, никто не уточняет. Никто не поясняет и другое: к примеру, как объединить заповедник, где в горах пара турбаз и национальный парк, где около 10 населенных пунктов? Как ими можно управлять по единому стандарту? В конце концов, региональные особенности никто не отменял. Вызывает опасения и тот факт, что создание ФГБУ «Заповедная Осетия-Алания» некоторые связывают с расширением зоны застройки и заселения.
«Чиновники мыслят только вопросами имущества, полномочий и как заработать, - считает член комиссии по экологическому благополучию при ОПРФ Антон Хлынов. – Нам говорят: под одного руководителя мы объединим 2 территории. А что там будет на этих территориях, совершенно разных, мало кого волнует. Эти решения могут стать разрушительными для природы».