Александр Дыбин
Михаил Владимирович, что такое чага с точки зрения медицины?
Чага с давних пор используется на территории Евразии как лекарственный гриб, тоник, как средство народ медицины. Речь не о современной микофармацевтике, а о народном использовании с тысячелетней историей. Поэтому к ней такое внимание, как со стороны народной медицины, так и официальной. Официальная медицина занимается исследованием только тех грибов, которые прошли длительную проверку народной фармацевтикой. При этом вопрос более менее российский, потому что 95% запасов чаги сосредоточены именно в России. Растет она в основном на березах. А березовые леса - это российская история. Да, есть в Белоруссии, Украине, немного в Скандинавии, совсем капельку в Северной Америке. Но в таких количествах - только у нас. О чаге можно говорить как о нашем национальном грибе.
Доказаны ли свойства чаги, которые ей приписывают?
Да, то полностью так и есть. Исследования начаты еще в середине прошлого века в СССР, были показаны ее свойства и уже 70 лет делаются лекарственные препараты. У изучалась чага как препарат поддержки при противораковой терапии, в первую очередь желудочно-кишечного тракта. А так же общее воздействие в плане нормализации функционирования ЖКТ. Это узкий спектр. Но за последние 20 лет она активно исследуется по всему миру. Главное ее свойство – это мощное антиоксидантное действие. Чага - самый мощный антиоксидант из всех живых организмов в природе. Ее активность напрямую связана с противовоспалительным воздействием, поддержкой иммунитета, детоксикацией и противораковой активностью. Эти четыре базовые свойства чаги, хотя и не все. Этот эффект обеспечивается полисахаридами, но есть и другие действующие вещества: пигменты, их производные, чага является источником провитамина D, работает, как протектор нервной системы. Можно много перечислять, лекарственные свойства чаги обширны и разнообразны. Среди всех грибов, которые растут у нас на деревьях, она является лидером. Даже среди таких популярных как рейши, ежовик гребенчатый и траметес, чага на первом месте.
Знакомый онколог часто ругается на грибной магазин, который работает возле окноцентра. Говорит, что пациенты получают суперсовременное лечение, препараты, а за побуду над раком хвалят чагу. Кто прав в этом споре?
Не правы все. Ни при каких обстоятельствах чагу, как и другие противораковые грибы, не следует считать препаратом первой линии. Первая линия - это такие приемы, которые помогают реально проводить терапию раковой опухоли. Чага, как и все прочие грибы – это продукт второй линии. Это поддержка во время лечения, либо профилактика. Как профилактика чага является идеальным грибом. По статистике, там, где чагу принято употреблять хотя бы в виде чайного напитка, онкологическая заболеваемость меньше почти в 10 раз. Как профилактика – работает прекрасно. Как параллельная поддержка при терапии или ремиссии работает прекрасно, потому что она перезапускает собственный иммунитет организма. Но это длительный процесс, если говорить о третьей или терминальной стадии рака. Чага помочь, конечно, не успевает. Потому что применение курсовое, многомесячное. Это надо хорошо понимать. И поэтому те, люди которые вместо того чтобы идти в больницу, начинают принимать чагу, поступают не правильно. Но и когда врачи говорят, что грибы - это бесполезно, это тоже не правильно. Проведен ряд предклинических и клинических испытаний на людях, которые показывают, что если противораковые грибы используются параллельно терапии, то результаты несравненно лучше, чем стандартная хирургия или химиотерапия.
В своих выступлениях вы не раз говорили, что чаге угрожает опасность, что ее потребление растет, а сама она не успевает вырасти. Ее могут съесть всю?
Буквально так и есть. За последние 40 лет интенсивность добычи чаги возрастает по экспоненте. Сейчас из России экспортируется почти вся собираемая чага. У нас нет своего производства, либо его мало: немного на Алтае, немного на севере. Основные потребители – китайцы. Они берут ее в виде черного экспорта. Заезжает в лес машина, люди получают деньги наличкой и дальше это идет в Китай и Юго-Восточную Азию. Там перерабатывается в высокотехнологичные продукты, из нее делаются лекарства, БАДы, сиропы, ингаляции, спортивное питание. В Россию чага возвращается с многократной наценкой. Действительно стремительно уменьшается популяция чаги. Если экспорт не будет нарастать, а продолжится на нынешнем уровне, то при таких темпах потребления запасов чаги в России хватит примерно на 20 лет. А поскольку она нарастает до товарного вида лет за 10. То мы можем получить печальные результаты. Россия традиционно торгует сырьем, и с чагой - та же история.
В какую сумму вы бы оценили этот рынок чаги?
Я не экономист, а миколог. Но только в Китай в год уходит порядка 20 000 тонн. Они платят 4-5 долларов за килограмм. Посчитайте оборот. При этом чага экспортируется в Японию, Корею, США, Канаду, еще много куда. Эта торговля сырьем, препараты чаги стоят в 50-100 раз дороже. Это рынок, который мог бы составить сотни миллионов долларов.
Почему у нас не перерабатывают чагу в препараты или продукты питания, если на нее такой спрос в мире?
У нас вообще не развита переработка. Чага - не водка, не оружие, не картошка, не пшеница, к ней просто нет интереса. Интерес вызывают те вещи, которые дают максимальную прибыль и не требуют освоения новых технологий. А чага требует этого, и никто не будет ей заниматься.
Как происходит сбор сырья? Этим занимаются жители деревень?
Основной сбор происходит во время лесозаготовок, которые приняли колоссальные масштабы. Береза - не ценное дерево, это двора. Когда валится дерево, с него снимаются грибы. Это приработок для лесозаготовщиков. Таким образом собирается три четверти грибов. Но есть и целые деревни, промышляющие добычей чаги. Выходят, заготавливают, сдают в сыром или подсушенном виде. Сейчас это немного притухло, китайцы менее свободно заезжают в леса. Но к чаге огромный интерес во всем мире, она называется русским суперфудом. На западе открываются рестораны, кафе, вендинги, где чага используется в разных видах. Чага чрезвычайно популярный гриб, поэтому любыми путями экспорт продолжается.
А с точки зрения природоохраны делаются какие-то попытки защитить чагу?
Нет. Я представляю, как работает и чем занимаются те структуры, которые отвечают за изменения статуса видов, внесения их в «красную книгу» или ограничительные списки. Чага в них не фигурирует.
Как же ее спасти? Выращивать принудительно?
Я очень хочу этим заняться. Мы отработали различные способы заражения берез культурой чаги и хотел еще этим летом взять в аренду в разных регионах России участки, чтобы начать многолетний эксперимент. На это нужно как минимум 10 лет. Так бы шло восстановление популяции и сбор сырья для производства. Есть предварительные договоренности с министерствами экологии, заповедниками и заказниками в разных регионах: Тульская, Владимирская, Свердловская, Вологодская области, республики Марий Эл, Чувашия, Татарстан. Там люди с радостью готовы начать подобные эксперименты. Но пока я этим заниматься не могу. Это затратный проект и вкладываться сложно, пока ситуация не стабилизируется. Но я даже удивился, когда озвучивал эту проблему, был поражен большим количеством откликов, причем не просто сочувствующих, а чиновников, которые готовы предоставить любые ресурсы, договариваться с дирекциями охраняемых территорий и т.д. Искренне был удивлен. Но, боюсь, что, когда до этого дойдет дело, они сами не справятся. Это объемная задача и сложная схема эксперимента. Просто усилиями добровольцев, без понимания научной основы, без привлечения математического анализа, построения матрицы эксперимента, учета особенностей каждого региона, провести это будет невозможно. А микология у нас в стране практически отсутствует. Не достаточно просто что-то заразить, надо понять, как это работает, в каких условиях хуже, в каких лучше. Дальше делать выводы и продолжать исследования. Отклик позитивный, это классно и думаю скоро смогу приступить.
Если отвлечься от чаги, и поговорить о грибах в целом. В последние годы отмечается большой интерес к ним. Люди регулярно ездят в леса, собирают, делятся урожаем в соцсетях. Причем это не столько для еды, сколько для хобби или некой моды. С чем это связано?
Это маленькая грань общего подъема интереса к грибам, как к царству. За последние 100 лет грибы пережили три волны интереса. Первая была связана с тем, что люди осознали, что грибы - это отменный пищевой продукт. Началось массовое культивирование: шампиньоны, вешенки, люди пошли в леса. Это молодая история, ей сто лет не больше. Вторая грибная волна началась, когда человечество осознало лекарственные свойства грибов. Это середина прошлого века, начиная с пенициллина во время второй мировой войны. И сейчас есть огромная наука – микофармацевтика, лекарственные грибы действительно признаны. Это у нас косные врачи с иронией воспринимают, а весь мир давно эффективно лечится грибами, делает бады и т.д. И третья волна возникла лет 10 назад. Это объединение двух первых волн и хай-тека. Грибы оказались прекрасным материалом для современных технологий. Сейчас ни одна отрасль в мире не работает без грибов, хоть текстильная, хоть деревообрабатывающая, хоть космос. Грибы используются везде. Поэтому по всему миру идет повышение интереса к сбору грибов. Западный мир всегда был микофобной цивилизацией, они не любили грибы, считали их отрицательными персонажами, в отличие от славян. Но сейчас современная молодежь, у которой эко-тренд, ответственное потребление и т.п. неожиданно осознала, что грибы - это организмы, которые полностью отвечают этому запросу. На грибах можно построить ответственное потребление, это замена мяса, можно делать из них одежду. Использовать в биоочистке. Во многих городах мира грибы используются для очистки сточных вод, предприятий и городов. Развивается экостроительстсво на основе грибов. Полярно поменялось отношение к грибам. Весь мир балдеет от грибов, лечится ими, собирает. И здесь у нас с учетом того, что это и так было принято, молодежь с удовольствием идет в лес собирает, осваивает новые виды. Это соответствует мировому тренду.
Как этот тренд сочетается с нашей экологией, с выбросами промпредприятий, дорогами, свалкам?
Это вопрос на целую лекцию. Но в общих словах, грибы - идеальные всасывальщики, потому что это природа их питания. Грибница всей поверхностью всасывает все, что предоставляет окружающая среда. Но боятся особенно нечего, кроме радионуклидов. Потому что все загрязнение, соли тяжелых металлов попадают в плодовые тела через водные растворы. Как легко они туда входят, так же легко выходят. При обычном отваривании 95% загрязнителей удаляется. Если вы собираете грибы в нормальном лесу, то нет проблем, а если решили собирать в Лосином Острове, или Битце, или вдоль какой-нибудь трассы, то просто отварите их, даже если это белый гриб. Вообще это мнение возникло от того, что в начале нулевых годов было огромное количество исследований в лабораториях мира, когда измеряли в грибах количество всего, что только можно. И выяснилось, что в грибах много всего, и было сотни статей на эту тему, что вот грибы накапливают все на свете, и это правда. И это подхватили СМИ: «вот грибы убийцы». Но никто не показал, как легко грибы все это отдают при обычном отваривании.