Posted 15 ноября 2022, 08:27

Published 15 ноября 2022, 08:27

Modified 7 марта, 11:52

Updated 7 марта, 11:52

Реальная угроза: украинские ВМС пополнятся флотилией морских дронов

15 ноября 2022, 08:27
Киев объявил очередной сбор средств, на этот раз на создание 100 морских беспилотников

Александр Сычев

Эти дроны похожи на те, что украинские военные использовали в конце октября для нападения на корабли Военно-морского флота России в Черном море. Заявлено, что беспилотники будут местного производства, в подтверждение чего в интернете разместили фотографии с неназванного предприятия в Запорожской области.

Являются ли дроны, на которые собирают средства, аппаратами собственного производства или какой-то вариацией западных морских беспилотников, или их вообще закупят за границей, пока ничего достоверного сказать нельзя. Бесспорно только то, что самостоятельно создать стабильно работающий морской дрон в кратчайшие сроки невозможно. А сообщений о том, что соответствующие исследовательские работы в Украине приводили к каким-либо положительным результатам в прежние годы, не было.

Но факт остается фактом – на размещенных в интернете фотографиях показаны корпуса нескольких катеров, аналогичных тому, который был обнаружен 21 сентября на прибрежных камнях недалеко от Севастополя. Само появление там дрона наводит на мысли, что, либо это случилось в результате ошибки навигации, либо беспилотник действительно украинской сборки и используется недоработанным.

К такому выводу пришел, в частности, эксперт Морского института США Генри Саттон. Изучив украинские фотографии, он пришел к выводу, что беспилотник вполне может представлять собой «франкенштейна», собранного из того, что было под рукой. В водомете он узнал относительно недавнюю модель двигателя канадских гидроциклов Sea-Doo, возможно, GTX или FishPro. Даже наклейка «No Step» («Не наступать») соответствует этим плавательным средствам для развлечения.

По внешним признакам определить силовую установку невозможно, но некоторые модели Sea-Doo оснащены высокопроизводительными трехцилиндровыми бензиновыми двигателями Rotax, которые могут разгонять судно до 70 миль в час.

На носу украинского беспилотника видны ударные взрыватели. По внешнему виду они похожи на взрыватели советских авиационных бомб ФАБ-500.

Впрочем, корпус катера – не такая уж сложная вещь. Можно переделать канадский гидроцикл, на что указывает Саттон, можно использовать чертежи уже существующих катеров, чтобы не тратить время на испытания. Главное же – электроника, без которой катер, начиненный взрывчаткой, бесполезен. Различные датчики, камеры, системы позиционирования и связи, а также компьютер и программное обеспечение на коленке не сделать, и их работу быстро не синхронизировать.

Поэтому вариант крупноблочной сборки, которую намерены организовать в Украине, выглядит наиболее вероятным. К тому же, наладить поставку деталей и узлов проще, чем готовых к использованию катеров. А внешний вид поменяли, чтобы не выдать страну происхождения морских дронов, которые угрожают российскому флоту.

Опыт управления морскими беспилотниками украинские военные получили еще весной, когда, согласно сведениям Heritage Foundation, проходили обучение в штате Вирджиния, на военно-морской базе в Литтл-Крик. А уже в сентябре Вашингтон предоставил им неназваное количество дронов. Каких именно, также не сообщалось. Но в Heritage Foundation пришли к выводу, что, скорее всего, это были MANTAS в модификации T-12.

Всего существует порядка восьми вариантов беспилотника MANTAS. Т-12 – одна из последних. Впервые ее показали в 2018 году на Национальном симпозиуме Ассоциации надводного флота Военно-морского института США. Аппарат имел длину 3,6 метра, ширину – 0,9 метра, высоту – меньше полуметра, а осадку – 18 сантиметров. Максимальный вес дрона составляет 95 килограммов, боевая нагрузка – около 64 килограммов.

Предельное волнение на море, при котором катер не теряет своих мореходных качества, — до четырех баллов. Заявленная дальность плавания превышает 220 километров, а максимальная скорость 40 узлов. Двигатель электрический, работающий на аккумуляторах американской компании Oakridge Global Energy Solutions.

Управляют MANTAS Т-12 со специальной станции через сети сотовой связи. Станция может находиться на корабле или на берегу и способна контролировать одновременно несколько аппаратов.

Украинские средства массовой информации отрицают американское происхождение беспилотников, приводя в качестве доказательств их внешнюю несхожесть и отличия в характеристиках. Украинский дрон, по их утверждениям, больше – 5,5 метра и может проплыть около 800 километров, а значит двигатель не электрический. С весом полезной нагрузки и вовсе неразбериха. По одним сведения катер может перевозить до 200 килограммов, а по другим – почти тонну.

Но сколько бы взрывчатки украинские военные ни загрузили, эти брандеры, безусловно, представляют серьезную угрозу, если к тому же оснащены отработанными и проверенными системами управления. Такими, как на американских MANTAS.

Подпишитесь