Иван Зубов
Около недели назад в российских СМИ появилась информация о том, что вынужден был приостановить работу знаменитый крематорий в Воронеже – авторы которого в 2020 году получили премию Russian Project за лучший архитектурный проект среди общественных сооружений.
Этот единственный в Черноземье крематорий расположен на территории Юго-Западного кладбища города. Он был запущен меньше трех лет назад, а теперь в нем сломалась печь чешского производства. Починить ее пока что не представляется возможным из-за санкционных ограничений – для этого нужно заменить некоторые комплектующие, которые в России не производятся, а прием заявок на кремацию приостановлен.
Сообщалось также, что воронежские специалисты вместе с представителями чешской компании Tabo CS пытаются починить печь, но прогнозировать сроки ремонта невозможно.
По той же, санкционной причине вызвавшей дефицит оборудования было отложено и строительство крематория в Перми стоимостью 1,2 млрд рублей.
Всего же на территории страны сегодня действует 31 крематорий, в большинстве из которых стоят печи из Венгрии, Китая, Германии и Чехии, которые как правило обслуживают зарубежные же специалисты, с приездом которых теперь тоже возникла большая проблема по причине запрета на авиасообщение со странами Евросоюза.
Однако представители российского похоронного бизнеса утверждают, что проблема вполне решаемая, поскольку необходимые детали все же можно купить и в самой России, а за печами и другой инфраструктурой просто нужно тщательно ухаживать. Проблема же, по мнению специалистов, заключена в том, что этот способ намного дешевле других способов погребения. Потому и спрос, и нагрузка на крематории сейчас сильно растут.
«Спрос на кремацию очень большой. Чтобы вы понимали, Москва сегодня — где-то 76% кремаций, Санкт-Петербург — 72%, в городах, где стоят крематории — от 50% и выше. Рост ежегодно порядка 5-7% мы сегодня наблюдаем. Я думаю, что порядка 90% кремаций будет в ближайшие лет семь. Стоимость кремации это не увеличит. Она, по определению, в два раза дешевле любых похорон», — говорит журналистам глава Ассоциации крематориев России Алексей Сулоев.
К примеру, в столице работают сразу три государственных крематория — Митинский, Николо-Архангельский и Хованский, в которых тоже используется импортное оборудование.
При этом пресс-служба ГБУ «Ритуал» уверяет, что в столичных крематориях еще с 2016 года иностранные комплектующие для печей планомерно заменяются на российские, крематории модернизируются регулярно и работают в штатном режиме. Так что в отличие от воронежцев, москвичи без кремации не останутся.